Российский рынок образовательных услуг

В значительной степени на формирование рынка образовательных услуг оказывает не так давно появившееся направление - дистанционное обучение. Оно позволяет сделать услуги качественного образования более доступным и открывает новые перспективы как для потребителей, так и для продавцов. Региональные филиалы тоже были призваны решить эту проблему, но как показало время, не вполне справились с этой задачей. Лишь 4% учебных заведения из общего числа негосударственных вузов в регионах являются головными вузами, остальные принадлежат к территориальным подразделениям столичных вузов. Государство создает такие условия, что мощным ядром высшего образования являются государственные вузы, а периферией - небольшая прослойка негосударственных структур.

Негосударственным учебным заведениям сейчас приходится преодолевать множество трудностей. Это и высокая арендная плата за помещения, и жесткая налоговая политика государства. Помимо этого, негосударственные образовательные учреждения вынуждены вкладывать огромные средства в «раскрутку», ведь торговая марка государственных образовательных учреждений давно оплачена государством. К этому остается добавить расплывчатую нормативную базу в сфере негосударственного образования, трудности в регистрации и получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации.

Таким образом, условия, созданные государством для частных образовательных структур, отрицательно влияют на рост конкурентоспособности в пределах исследуемого рынка.

По мнению экспертов, существует три варианта дальнейшего развития событий:

. Изменение условий существования негосударственных образовательных учреждений, то есть снижение налогов, упрощение (или сокращение сроков) системы лицензирования и регистрации, совершенствование нормативного регулирования деятельности, разработка специальных систем кредитования образовательных учреждений и т.д. Это должно привести к укреплению позиций негосударственного сектора на образовательном рынке. В этом случае, государственные учреждения будут поставлены в жесткие, действительно рыночные условия.

. Ужесточение условий лицензирования и аккредитации. При таком варианте развития событий, несомненно, улучшится качество негосударственного образования, так как «выжившие» негосударственные образовательные структуры смогут конкурировать даже с самыми известными государственными ВУЗами и СУЗами.

. Возвращаясь к Болонской системе - обязать негосударственные учебные заведения принять ее условия, чтобы подвести их под единый образовательный стандарт или оставить за негосударственным сектором вторую ступень европейского образовательного стандарта, то есть платную магистратуру. Уже сейчас многие негосударственные учебные заведения специализируются на предоставлении дополнительных образовательных услуг, но они лишены права предлагать потребителю многие государственные образовательные программы, такие как, например, Президентскую программу по подготовке кадров.

Сейчас конкурентная борьба между ВУЗами стимулируется с помощью системы аттестации качества образования Министерством образования РФ. Составляется рейтинг, который учитывает ряд показателей:

уровень профессорского преподавательского состава;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Классификация затрат, включаемых в себестоимость изготовленной продукции
Каждое предприятие, фирма прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить. Прибыль предприятия, фирмы зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена пр ...

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Актуальность работы вызвана тем, что преодоление безработицы - это одна из основных задач государственной политики, а занятость - это источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником дохода, а повышение ...