Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг

Маркетинг услуг в области образования позволяет определять и планировать внебюджетные доходы соответствующих структур, разрабатывать адекватную стратегию действий для расширения как сферы потребления, так и круга (контингента) потребителей. Однако метод определения цены образовательных услуг не позволяет проанализировать две основные составляющие данного сегмента рынка - спрос, диктуемый потребителями, и предложение со стороны образовательных учреждений различных уровней.

Спрос на данный вид услуг формируется со стороны их потребителей - конкретных индивидов, учреждений, организаций и различных хозяйствующих субъектов. Например, корпоративные программы обучения для многих современных компаний становятся неотъемлемым элементом их эффективной деятельности.

Спрос на образовательные услуги отличается от спроса других благ постоянной востребованностью, обусловленной необходимостью получения субъектами общего и профессионального образования различных уровней. Рынок знаний имеет цикличность, связанную с демографическими сдвигами в национальной экономике. В России наблюдается тенденция снижения рождаемости и рост смертности («российский крест»), что, безусловно, сказывается на рынке образовательных услуг. Вместе с тем, имеет место рост потребностей в более качественных и современных образовательных услугах. Так, очевидной тенденцией стало получения второго высшего образования и развитие интерактивных форм обучения.

Спрос на рынке образовательных услуг особенно подвержен влиянию вкусов, запросов и предпочтений потребителей. Это связано с тем, что непосредственные потребители на этом рынке - дети в возрасте 6-7 лет и подростки в 14-15 лет не самостоятельны в своем выборе. Его осуществляют их родители и родственники. Более независимы и индивидуальны в своем выборе абитуриенты 16-17 лет, но их выбор обязательно должен согласовываться с финансовыми возможностями родителей. Происходит выбор между субъективными стремлениями индивидов получить то или иное образование и рациональными подходами к решению этой проблемы со стороны более старшего поколения.

Выбор образовательного учреждения определяется не только способностями и желаниями субъекта, но и его доступностью по местонахождению, уровню цен на предоставляемые услуги, возможностями найти в дальнейшем работу по выбираемой специальности и даже таким фактором, как связи родителей или родственников в образовательной среде. Конечно, в отдельных случаях желание получить образование в конкретном учебном заведении становится целью жизнедеятельности субъекта и при определенных усилиях (многократным попыткам поступления) оно может быть реализовано, но чаще всего субъект при существующем многообразии учебных заведений останавливает свой выбор на том из них, обучение в котором для него наиболее доступно при учете всех известных факторов, определяющих его выбор.

Спрос, а, соответственно, и цена на образовательные услуги зависят от широты выбора взаимодополняемых услуг. В качестве таковых в школах выступают группы продленного дня, факультативные занятия, семинары, проводимые по специально разработанным программам с привлечением вузовских преподавателей. В высших учебных заведениях к числу таких услуг можно отнести изучение второго или третьего иностранного языка, курсы по выбору, получение второго дополнительного образования, переподготовку и переквалификацию.

В престижных зарубежных учебных заведениях, в частности в Великобритании, дается не столько образование, сколько светское воспитание, включающее этикет, знание национальных традиций и общемировой культуры, обучение популярным видам спорта, включая конный, серфинг и т.д. Все это в комплексе и определяет высокие цены на образовательные услуги в данных учреждениях.

Отметим, что цена на образовательные услуги для отдельных групп потребителей не имеет значение. Если финансовое положение потребителей образовательных услуг позволяет им обучаться на коммерческой основе, то при прочих равных условиях (цена, специальность, профессия, форма обучения) выбор будет сделан в пользу той образовательной структуры, услуги которой потребитель считает для себя полезными, наиболее полно удовлетворяющими его потребности и предпочтения.

На рынке образовательных услуг спрос не обнаруживает столь явной обратной зависимости от уровня цен, более того, при росте стоимости образования скорее наблюдается увеличение спроса. Подтверждением этому является высокий и постоянно растущий спрос на образовательные услуги столичных вузов. Сегодня имеет место достаточно стабильный или даже расширяющийся спрос на экономические и юридические образовательные услуги при постоянном росте цен на них. Однозначно проявляется «эффект Гиффена» - увеличение спроса при росте цен, но наиболее очевиден он на монопольном рынке образовательных услуг, отличающихся своей уникальностью.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Кривые безразличия
Анализ кривых безразличия относится к разделу микроэкономики, анализу поведения потребителя. Анализ основывается на теории полезности товаров, который глубоко проработан как отечественными, так и зарубежными учеными. Принимая во вни ...

Рыночная экономика общие черты и национальные особенности (на примере Республики Беларусь)
В данной курсовой работе мы рассмотрим характерные черты современной рыночной экономики и экономики Республики Беларусь, рыночные преобразования в нашей стране, развитие экономики Беларуси за последние пять лет, а также рассмотрим швед ...