Государственное регулирование занятости

рынок труд безработица политика

Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики имеет ряд направлений (Рис.2) и предусматривает достижения трех основных целей [10]:

1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;

2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;

3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Рис.2 Направления государственной политики на рынке труда.

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

· объекту воздействия (общие и специализированные меры);

· источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

· прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

· косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия на занятость:

· пассивный: социальная помощь незанятому населению;

· активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из Федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.

Федеральная служба занятости в России

была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости - образовано Министерство труда и социального развития России. Службы занятости предоставляют услуги всем категориям клиентов бесплатно.[9]

Российские службы занятости выполняют ряд функций:

· Содействие трудоустройству;

· Дополнительные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся в социальной защите, включая квотирование рабочих мест;

· Создание новых и дополнительных рабочих мест для отдельных приоритетных социальных групп населения за счет целевого субсидирования работодателя;

· Организация общественных работ и временной занятости населения;

· Содействие самозанятости и предпринимательской деятельности;

· Профессиональная ориентация и консультирование;

· Обучение и переобучение безработных.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создаются государственные биржи труда.

Биржа труда

- это организация, осуществляющая посреднические функции между работниками и предприятиями при найме рабочей силы.[9]

Биржа труда позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы. Важной государственной и социальной функцией биржи труда является определение права на получение пособия по безработице. Биржи труда называются по-разному: бюро, контора, центр занятости, центры трудоустройства и др. Кроме трудоустройства, биржи труда обычно оказывают услуги лицам, желающим поменять место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, распространяют информацию об уровне занятости по профессиям и территориям. В компетенцию биржи труда входит также профориентация молодежи. Направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Так как безработица носит в значительной мере структурный характер, то биржи труда проводят большую работу по переобучению рабочих, приобретению ими новых специальностей, на которые имеется или ожидается спрос предпринимателей.

В наиболее развитых странах мира биржи труда представляют собой мощные информационные центры, оснащенные современной вычислительной техникой. На бирже труда концентрируется информация о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях, в учреждениях информация может поступать как в обязательном порядке, так и на добровольных началах. Компьютерная картотека вакансий позволяет оперативно реагировать на запросы лиц, ищущих работу, предлагать им возможные варианты. Рекомендации поступающие от биржи труда не обязательны для предпринимателей, они могут отказывать в приеме на работу. С другой стороны отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет за собой потерю права на пособие по безработице. Деятельность биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций Международной организации труда. Одна из них предусматривает создание государственных агентств, ликвидацию частных контор по трудовому посредничеству имеющих целью получения прибыли. В России, в различных регионах периодически проводятся мероприятия, называемые их организаторами «биржами вакансий», «молодежными биржами» и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Выявление наличия тренда в рассматриваемых рядах
Общая характеристика исследуемой совокупности Таблица 1 Исходные данные Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ...

Значение натурального традиционного хозяйства маори при развитии рынка земли Новой Зеландии во второй половине XIX века
Целью курсовой работы является теоретическое изучение экономической этнологии с помощью учения исторического диалектического материализма. Задачами работы является применение этой теории и методики в её границах на примере тяжёлого вых ...