Государственное регулирование занятости

рынок труд безработица политика

Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики имеет ряд направлений (Рис.2) и предусматривает достижения трех основных целей [10]:

1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;

2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;

3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Рис.2 Направления государственной политики на рынке труда.

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

· объекту воздействия (общие и специализированные меры);

· источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

· прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

· косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия на занятость:

· пассивный: социальная помощь незанятому населению;

· активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из Федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.

Федеральная служба занятости в России

была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости - образовано Министерство труда и социального развития России. Службы занятости предоставляют услуги всем категориям клиентов бесплатно.[9]

Российские службы занятости выполняют ряд функций:

· Содействие трудоустройству;

· Дополнительные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся в социальной защите, включая квотирование рабочих мест;

· Создание новых и дополнительных рабочих мест для отдельных приоритетных социальных групп населения за счет целевого субсидирования работодателя;

· Организация общественных работ и временной занятости населения;

· Содействие самозанятости и предпринимательской деятельности;

· Профессиональная ориентация и консультирование;

· Обучение и переобучение безработных.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создаются государственные биржи труда.

Биржа труда

- это организация, осуществляющая посреднические функции между работниками и предприятиями при найме рабочей силы.[9]

Биржа труда позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы. Важной государственной и социальной функцией биржи труда является определение права на получение пособия по безработице. Биржи труда называются по-разному: бюро, контора, центр занятости, центры трудоустройства и др. Кроме трудоустройства, биржи труда обычно оказывают услуги лицам, желающим поменять место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, распространяют информацию об уровне занятости по профессиям и территориям. В компетенцию биржи труда входит также профориентация молодежи. Направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Так как безработица носит в значительной мере структурный характер, то биржи труда проводят большую работу по переобучению рабочих, приобретению ими новых специальностей, на которые имеется или ожидается спрос предпринимателей.

В наиболее развитых странах мира биржи труда представляют собой мощные информационные центры, оснащенные современной вычислительной техникой. На бирже труда концентрируется информация о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях, в учреждениях информация может поступать как в обязательном порядке, так и на добровольных началах. Компьютерная картотека вакансий позволяет оперативно реагировать на запросы лиц, ищущих работу, предлагать им возможные варианты. Рекомендации поступающие от биржи труда не обязательны для предпринимателей, они могут отказывать в приеме на работу. С другой стороны отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет за собой потерю права на пособие по безработице. Деятельность биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций Международной организации труда. Одна из них предусматривает создание государственных агентств, ликвидацию частных контор по трудовому посредничеству имеющих целью получения прибыли. В России, в различных регионах периодически проводятся мероприятия, называемые их организаторами «биржами вакансий», «молодежными биржами» и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Социально–экономическое развитие регионов Российской Федерации
Регионы РФ заметно различаются по структуре экономики, природно-ресурсному потенциалу, динамике численности населения и другим факторам. Соответственно и темпы социально-экономического развития российских регионов в период рыночных ...

Жизнь и развитие Ханты-Мансийского автономного округа
Цель моей работы - показать, как живет и развивается мой родной край - Ханты-Мансийский автономный округ. Ханты-Мансийский автономный округ - богатый и перспективный округ в РФ. В этом субъекте сосредоточены большие запасы нефти, г ...