Роль государства в регулировании рынка труда Республики Беларусь

«замороженная» структура занятости, лишение коммерческих организаций права оптимизировать занятость в зависимости от реального платежеспособного спроса.

недостаточная подготовленность к условиям реальной работы после окончания большинства учебных заведений;

обязательная работа по распределению, лишающая самостоятельного выбора работы и приводящая к неэффективному распределению рабочей силы;

наличие серьезных ограничений и государственное регулирование условий контракта между нанимателем и работником, что снижает стимулы для работы на взаимовыгодной основе;

блокировка государством стимулов к нахождению лучших условий работы, карьерному росту и инновационной деятельности.

Очевидно, что проблемы на рынке труда Беларуси носят комплексный, институциональный характер. Это исключает возможность их решения путем лишь минимальных изменений текущей ситуации. Необходимо принятие комплексных проблем, затрагивающих не только собственно рынок труда, но и сферу образования, регулирование предпринимательской деятельности, законодательные ограничения и другие области государственной политики.

Проблема недостаточной подготовленности выпускников вузов тесно связана с качеством системы образования. Она является одной из основных причин безработицы среди молодежи. Многие выпускники, отучившись 5 лет по какой-либо специальности, не знают, куда приложить свои знания и навыки после окончания учебного заведения.

Дело в том, что студентам приходится изучать множество предметов, не несущих практической либо некой другой ценности. Во-вторых, имеется недостаток действительно полезных для будущей работы знаний. Многие преподаваемые предметы отстают в своей актуальности на десятки лет, или вообще знание этих дисциплин не требуются ни одним работодателем. Некоторые дисциплины нужны только тем немногим выпускникам вузов, которые планируют связать свою профессиональную карьеру с научной деятельностью. Одновременно дисциплины, связанные с применением информационных технологий в повседневной практике в процессе трудовой деятельности, не преподаются вообще, или преподаются для галочки в мизерном количестве часов, и не специалистами в этой сфере. В этих случаях студенты вынуждены нести дополнительные расходы для приобретения этих знаний и навыков вне университетов.

Сложность процедуры перехода в другой вуз по истечении некоторого времени обучения также негативно влияет на молодежный рынок труда. Если такая возможность не затруднена, многие студенты после, скажем, одного года не понравившегося обучения смогли бы сдать академическую разницу и перейти на другую, в большей степени отвечающую их потребностям специальность. Такая практика существует в США, и является следствием свободы учебных заведений в определении форм проверки знаний при поступлении в вуз[14].

Следует отметить, что среднее образование в Беларуси в очень малой степени ориентировано на то, чтобы помочь учащимся определиться с выбором будущей профессии. Большинство выпускников школ имеют очень смутное представление о своем будущем. В такой ситуации молодежь выбирает место обучения, исходя из предпочтений родителей или советов знакомых, а не собственных желаний и наклонностей. Столь же смутное представление о своем будущем и профессии сохраняется и до момента окончания высшего, средне-специального учебного заведения.

Очевидно, что одной из основных причин безработицы среди молодежи является существующая в нашей система образования. Монополия государства в ней помимо очень негативных последствий в самой системе образования, является причиной безработицы, особенно среди молодежи.

Очередным препятствием для полноценной интеграции молодежи в рынок труда является наличие обязательного распределения выпускников вузов и ссузов, обучающихся на бюджетной форме обучения. Такая форма принудительной занятости не только нарушает права родителей и студентов, но является формой субсидий тем предприятиям, которые по различным причинам не могут или не хотят бороться на конкурентном рынке труда за специалистов. Среди причин, как правило, идет довольно низкая зарплата, которую могут предложить такого рода организации.

Таким образом, работа по распределению приводит к неэффективному распределению трудовых ресурсов, способствует падению мотивации к постижению практических навыков, знаний и умений, востребованных на рынке труда по специальности, которую молодые люди получают в учебном заведении. Обязательное распределение и гарантии снижают заинтересованность молодых людей в результатах труда. Молодые работники, работая по распределению преимущественно в государственных коммерческих организациях, лишены возможности совершенствовать профессиональные навыки. Таким образом, на этапе наибольшей восприимчивости к инновациям, возможность молодежи адаптировать полученные в вузах знания существенно ограничена.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Воспроизводство и обновление основных фондов предприятия
Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые средства производства и материальные условия, являющиеся важнейшим элементом и определяющие развитие производительных сил. Средства производства делятся на средс ...

Демографические барьеры экономического роста
Актуальность проблемы Демографическая ситуация в Российской Федерации в настоящее время привлекает широкое внимание. В соответствии с демографическими прогнозами, Россию в ближайшие десятилетия ожидает сокращение численности насел ...