Анализ динамики процессов на рынке труда в Республике Беларусь
Региональные рынки труда - это рынки труда в областях Республики Беларусь. Основное их различие - не между собой, а между областными рынками и рынком труда г. Минска. В результате того, что управление в течение десятилетий было приспособлено к требованиям командно-административной системы, ее организационно-правовому и экономическому механизму, регионы (области) Республики Беларусь социально выглядят как бы "на одно лицо", а экономически сохраняют отраслевую окраску и находятся в экономической и политической зависимости от центральных органов власти.
Между тем, переход к рыночной экономике в корне изменяет положение регионов в политической, социальной и экономической системе государства. Происходят два важных трансформационных процесса: во-первых, демократизация системы способствует развитию самостоятельности регионов; во-вторых, рыночные отношения вызывают к жизни высокую социальную активность регионального населения. Все это, вместе взятое, дает толчок территориальным системам к саморазвитию.
В Республике Беларусь увеличился спрос на рабочую силу. На 01.08.2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года.
Рисунок 2.1. Рынок труда в Республике Беларусь за январь - июль 2011 г.
В январе - июле 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 180,8 тыс. человек (93,5 процента от уровня 2010 года), из которых 109,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,4 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в трудоустройстве 233,3 тыс. человек, из них 142,2 тыс. безработных.
На 1 июля 2011 г. половина всех состоящих на учете безработных - женщины (51,3 процента), молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (37 процентов).
Безработные, состоящие на учете на 01.07.2011, имеют образование:
общее среднее - 40,2 процента,
общее базовое - 11,2 процента,
профессионально-техническое - 24,8 процента,
среднее специальное - 13,5 процента,
высшее и послевузовское - 10,2 процента.
Таблица 2.1. Состав безработных по полу в 2010 - 2011 гг.
В составе безработных наиболее широко представлена возрастная группа безработных 30-49 лет, которая составляет 44,1 процента безработных. Безработные в этой возрастной группе находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 37,1 процента, из них молодежь до 18 лет - 2,7 процента. Возрастная группа безработных от 50 до 60 лет и старше составляет 18,8 процента.
Таблица 2.2. Состав безработных по образованию в 2010 - 2011 гг.
В составе безработных наиболее широко представлена возрастная группа безработных 30-49 лет, которая составляет 44,1 процента безработных. Безработные в этой возрастной группе находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 37,1 процента, из них молодежь до 18 лет - 2,7 процента. Возрастная группа безработных от 50 до 60 лет и старше составляет 18,8 процента.
Таблица 2.3. Состав безработных по возрасту в 2010 - 2011 гг.
В январе-июле 2011 г. принято на работу в организации республики 472,2 тыс. человек, уволено 492,9 тыс. человек. Соотношение между числом принятых и уволенных работников составило 95,8 процента. Численность уволенных по сокращению численности или штата работников в январе-июле 2011 г. составила 4,6 тыс. человек.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость в январе - июле 2011 г. составила 65,8 тыс. человек или 1,9 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года показатель уменьшился в 2,1 раза (в январе - июле 2010 г. - 138,3 тыс. человек или 4 процента)[9].
Анализ занятости, незанятости и безработицы в республике в целом показывает, что усилиями государственной службы занятости населения аккумулируется информация лишь о динамике официальной части текущего рынка труда. Информация об остальной части безработных остается вне пределов видимости государственной службы занятости. Между тем необходимо оценивать весь текущий (в его официальной и неофициальной части) рынок труда в плане спроса и предложения рабочей силы, с учетом как регистрируемой, так и нерегистрируемой безработицы, сведения о которой получаются из обследования домашних хозяйств. Сложность проблемной ситуации состоит в том, что нерегистрируемая безработица перемещается в первичный внешний рынок труда, представляет собой феномен самостоятельного трудоустройства (в том числе с использованием социальных сетей) и осуществляется в обход государственной службы занятости.
Другие статьи ...
Антиинфляционная политика государства
Антиинфляционная политика государства представляет собой комплекс мер,
направленный на борьбу с повышением цен, обесцениванием денег, а также
уменьшением качества товаров и услуг. Современные экономисты выделяют несколько
способов анти ...