Субъекты рынка труда

Взаимоотношения субъектов рынка труда реализуются на трех основных стадиях функционирования предпринимателя на рынке труда: при найме рабочей силы, при установлении или изменении условий труда, т.е. в рамках трудовых отношений, и при увольнении (высвобождении) наемных работников.

Деятельность работодателя на рынке труда начинается со сбора информации о предложении рабочей силы по категориям работников в зависимости от профессии, специальности, квалификации. В связи с этим работодатели вступают в отношения с органами федеральной службы занятости, частными организациями, работающими в сфере найма персонала, профсоюзами и потенциальными работниками напрямую с помощью средств массовой информации.

Основными условиями эффективного найма персонала являются:

) профессиональная подготовка, позволяющая работникам как можно скорее найти работу;

) улучшение качества информации о наличии рабочих мест;

) запрет любых форм дискриминации при приеме на работу.

Содействие найму персонала оказывают частные организации, работающие в сфере найма персонала, к которым относятся биржи труда, службы занятости, службы трудоустройства, службы содействия найму, частные посреднические агентства и т.д. Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется на основании лицензий.

Особое значение на рынке труда приобретают кадровые службы работодателей, специально занимающиеся подбором и подготовкой кадров для компании. В сферу их деятельности входит решение всех вопросов трудовых отношений, занятости, управления персоналом, заработной платы, обучения, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, а также формирование банка данных о претендентах. Деятельность кадровых служб определяется такими факторами, как стратегия развития компании, определяемая ее высшим руководством, и положение компании на рынке рабочей силы.

При найме персонала работодателю необходимо учитывать требования законодательства, ситуацию на рынке труда и политику государства по вопросам занятости и безработицы.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве. Безработица порождает множество социальных, экономических, психологических и иных проблем. В случае роста безработицы снижается покупательная способность и уровень жизни значительной части населения, организации теряют квалифицированные кадры, увеличивается риск социальной напряженности, дополнительные государственные расходы на поддержку безработных усиливает налоговое бремя на предпринимателей и занятых работников. Политика занятости является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства в целом.

Важным элементом содержания отношений между работниками и работодателями является социальное партнерство, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками и работодателями, направленную на обеспечение согласования (баланса) интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ). Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

) коллективные переговоры и консультации по подготовке и заключению проектов коллективных договоров, соглашений и по другим вопросам регулирования трудовых отношений;

) участие работников, их представителей в управлении организацией;

) досудебное разрешение трудовых споров.

Признание системы социального партнерства как одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений (ст.2 ТК РФ) имеет большое значение в определении государственных приоритетов в сфере труда. Социальное партнерство, основным принципом которого является равноправие сторон (ст.24 ТК РФ), ставит работника и работодателя в равное положение, не допуская умаления прав и свобод каждой из сторон трудовых отношений (существующих и тех, которые могут возникнуть в будущем между конкретным работником и работодателем). Теория экономического неравенства ("работник - более слабая сторона, чем работодатель"), о котором всегда говорят сторонники марксистской теории рынка труда, не нашла своего отражения в законодательстве: обязательные требования к работодателям связаны не с социальными гарантиями, а с обеспечением прав и свобод человека прежде всего в сфере труда (см. ст.2 ТК РФ). Это еще раз подтверждает то, что, создавая стоимость, труд, тем не менее, не создает и не учитывает потребительской стоимости продукта, поэтому принятие всеми работниками управленческих решений не является целесообразным. Данное полномочие должно быть предоставлено только тем работникам (менеджерам), которые специально наделены управленческими функциями.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи ...

Статистико-экономический уровень и эффективность производства животноводства
животноводство народный российский типологический Тема курсового проекта- статистико-экономический уровень и эффективность производства животноводства. Животноводство - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. От животноводства л ...

Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях
Тема исследовательской работы «Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях» по дисциплине «Управление экономикой». Актуальной задачей при управлении оборотными активами производственных пре ...