Особенности малого бизнеса как объекта оценки

Не следует забывать и о том, что владелец малого бизнеса также имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, малый бизнес становится объектом

сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами. Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если малый бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохода, то возникает спрос на бизнес, и он становится товаром. В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами. Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной стоимости

, рассчитываемой оценщиком

.

Особенностями малого бизнеса как товара являются:

Во-первых

, это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли неизвестен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.

Во-вторых

, малый бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик

определяет рыночную стоимость отдельных активов.

В-третьих

, потребность в малом бизнесе как товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность малого бизнеса как товара - потребность в регулировании, как самого бизнеса, так и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.

В-четвертых

, учитывая особое значение устойчивости малого бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства в регулировании механизма оценки

малого бизнеса, его купли-продажи.

Таким образом, малый бизнес является своего рода товаром, который удовлетворяет потребности собственника в доходах, и для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.

При определении стоимости малого бизнеса оценщик также анализирует и влияющие на него различные микро - и макроэкономические факторы. Макроэкономические показатели характеризуют инвестиционный климат в стране, содержат информацию о том, повлияет ли и как именно на деятельность предприятия изменение макроэкономической ситуации. Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики. Стоимость предприятия, действующего в условиях высокого риска, ниже, чем стоимость аналогичного предприятия, функционирование которого связано с меньшим риском. Обычно более высокий доход характеризуется большей степенью риска.

Основные факторы, влияющие на стоимость малого бизнеса:

ликвидность бизнеса (зависит от спроса);

полезность бизнеса для собственника: характеристики дохода (величина, время получения дохода) и риски, связанные с его получением;

нематериальные активы, имидж предприятия на рынке;

ограничения для рассматриваемого бизнеса;

перспективы развития оцениваемого бизнеса;

финансовое положение предприятия (наличие собственных средств, оборачиваемость капитала и др.);

затраты на создание аналогичных предприятий;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи ...

Системы и формы оплаты труда, расчет технико-экономических показателей проектирования беспроводной сети
Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм ...

Социальный капитал теория и практика
Тема контрольной работы "Социальный капитал: теория и практика" по дисциплине "Экономическая теория". Современная идеология реформ, системно проводящихся как в развитых странах мира, так и в развивающихся, базир ...