Особенности малого бизнеса как объекта оценки

ухудшение показателей оборачиваемости капитала, снижение нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

отказ от работы с некоторыми контрагентами, а значит "сжижение" ассортимента, повышение рисков "затоваривания"; и др.

Итак, "малая" предпринимательская среда в России сегодня подвержена как макроэкономическим, так и микроэкономическим рискам, которые в совокупности способны оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на финансовое состояние малых предприятий. С этих позиций следует заключить, что кризис сегодня поставил сегмент малого бизнеса в двойственное положение. Во-первых, с одной стороны финансовые потрясения нанесли наиболее болезненный удар по небольшим компаниям, так как они, в отличие от крупных игроков, обладают ограниченными резервами, а с другой стороны, многие предприятия малого бизнеса, напротив, занимают очень узкие ниши на рынке, поэтому именно их продукция наиболее востребована даже в условиях кризиса. Во-вторых, с одной стороны некоторые из малых предприятий уже прекратили свое существование, а с другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв свои рабочие места, напротив, занялись созданием собственных проектов, что породило опять же значительный рост числа компаний микро - и малого бизнеса.

В качестве общей характерной особенности сектора малых компаний можно отметить их способность в условиях кризиса оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и быстро перестраивать свой бизнес под новые условия рынка, что крупным предприятиям "широкого масштаба", напротив, сегодня может оказаться не под силу. Поэтому в настоящее время уместно было бы говорить не о более благоприятных перспективах для тех или иных сфер малого бизнеса, а о том, какие же факторы смогут помочь малым компаниям пережить трудные времена. Так, в первую очередь в выигрышном положении окажутся "незакредитованные" компании, то есть те, кто не имеет большой долговой нагрузки. Затем уже те компании, что имеют невысокую долю малоликвидных запасов, и, конечно же, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу на нижнем и среднем сегментах спроса. Т. е компании, функционирующие сегодня в сфере малого бизнеса имеют больше возможностей сохранить свои позиции на рынке, нежели средние и крупные предприятия, которые, как правило, работают в узкой специализации. И не меньшую роль в этом призвана сыграть всесторонняя поддержка государства.

Тем не менее, для решения отмеченных выше проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства, уже несколько лет в России и во многих ее регионах принимается ряд стимулирующих мер, направленных в первую очередь на создание финансовой базы малого бизнеса, а во-вторых, на снижение общих издержек в деятельности малых предприятий.

Так, в качестве основных мер государства, направленных на снижение влияния кризисных явлений в деятельности малых предприятий, следует выделить:

меры в области увеличения финансовой поддержки;

меры в области имущественной поддержки;

меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;

меры в области информационной поддержки.

Не менее важным моментом в финансовой поддержке малых предприятий является и то, что при общем росте процентных ставок по кредитам Правительство России приняло решение компенсировать приоритетным видам малого бизнеса ставки до прежнего, докризисного уровня либо еще больше - до 2/3 ставки банковского кредита. Это вполне существенная "скидка" по процентам, которую предприниматель сможет сегодня реально получить при обращении в кредитные отделы большинства банков.

Кроме того, в Правительстве планируется принять еще ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Во-первых, необходимым видится увеличение объемов кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также проведение специального конкурса по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), которые в свою очередь негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи ...

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО Ансант
Эффективность функционирования предприятия, независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условиях рынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль - это конечный рез ...

Воспроизводство и обновление основных фондов предприятия
Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые средства производства и материальные условия, являющиеся важнейшим элементом и определяющие развитие производительных сил. Средства производства делятся на средс ...