Методические подходы к оценке стоимости субъектов малого бизнеса

Различают метод скорректированных чистых активов и нескорректированных чистых активов. В первом случае проводится полная корректировка статей баланса и определяется обоснованная рыночная стоимость каждого актива в отдельности. Результаты расчетов по данному методу более достоверны, чем по второму, когда из-за отсутствия достаточной информации корректировка статей баланса не производится. Однако второй метод позволяет более удобен и целесообразен в оценке малого бизнеса.

Обычно метод накопления активов (такое название представляется оценщикам в большей мере отражающим экономический смысл расчетной модели) используется в следующих случаях:

компания обладает значительными материальными активами;

есть возможность выявить и оценить нематериальные активы, если они имеются;

ожидается, что компания будет по-прежнему действующим предприятием;

у компании отсутствуют ретроспективные данные о прибылях, или нет возможности надежно оценить ее прибыли или денежные потоки в будущем;

компания сильно зависит от контрактов или отсутствует постоянная предсказуемая клиентура;

значительную часть активов компании составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность и т.д.).

Метод ликвидационной стоимости применяется, когда предприятие находится в процессе банкротства, либо есть серьезные сомнения в способности предприятия оставаться действующим и/или приносить собственнику приемлемый доход.

Особенностью данного метода является тот факт, что на величину рассчитываемой стоимости активов предприятия значительное влияние оказывает вынужденность продажи, а также то, что в этом случае идет речь о продаже предприятия по частям. Это приводит к тому, что ликвидационная стоимость предприятия оказывается существенно ниже рыночной.

Теория оценки содержит следующее существенное (очевидное и рациональное) положение: ликвидационная стоимость (по существу - выручка от плановой ликвидации предприятия после удовлетворения всех требований кредиторов из средств, полученных от распродажи активов) является абсолютной нижней границей рыночной стоимости предприятия.

Данный подход является целесообразным и/или единственно возможным в следующих случаях: невозможности достаточно точного определения прибыли или денежного потока предприятия в будущем; оценки предприятия, которому грозит банкротство, существуют сомнения в способности его оставаться действующим; анализ наилучшего и наиболее эффективного земельного участка; технико-экономический анализ нового строительства и улучшений; оценка общественно-государственных и специальных объектов; оценка объектов на малоактивных рынках; оценка для целей страхования и налогообложения.

Доходный подход

Доходный подход является общепринятым подходом к оценке рыночной стоимости предприятия.

Определение рыночной стоимости предприятия (бизнеса) с позиции доходного подхода основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес больше, чем есть текущая стоимость будущих доходов, получаемых в результате функционирования (иными словами, покупатель в действительности приобретает право получения будущих доходов от владения собственностью) данного предприятия. Иными словами, текущая стоимость суммы будущих доходов служит ориентиром того, сколь много готов заплатить за оцениваемое предприятие потенциальный инвестор. Аналогичным образом, собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. Считается, что в результате своего взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.

Ожидаемые доходы, как они понимаются в рамках доходного подхода, имеют денежное выражение. При этом они должны оцениваться исходя из таких характеристик, как природа данного предприятия; структура его капитала; показатели деятельности родственных ему предприятий, взятые в ретроспективе; перспективы развития данного предприятия и отраслей, с которыми оно связано, а также других экономических факторов.

В рамках доходного подхода к оценке бизнеса традиционно выделяют два основных метода (или две группы методов, в зависимости от степени детализации):

методы, основанные на пересчете будущих ежегодных доходов компании в текущую стоимость (методы дисконтирования доходов);

методы, базирующиеся на средней величине дохода (методы капитализации доходов).

В зависимости от того, что выбрано оценщиком в качестве дохода, различают соответствующие методы дисконтирования и капитализации:

метод дисконтирования прибыли, метод дисконтированных дивидендных выплат,

метод дисконтированного денежного потока;

метод капитализации нормализованной прибыли; метод капитализации выручки;

метод капитализации дивидендных выплат, метод капитализации нормализованного денежного потока.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Совершенствование управления запасами организации ООО Латта Фуд
Обеспечение стабильного поступательного развития экономики является приоритетной задачей в области экономической политики России. Данная задача может быть решена за счет формирования и реализации комплекса мер, направленных на стимули ...

Рыночная экономика общие черты и национальные особенности (на примере Республики Беларусь)
В данной курсовой работе мы рассмотрим характерные черты современной рыночной экономики и экономики Республики Беларусь, рыночные преобразования в нашей стране, развитие экономики Беларуси за последние пять лет, а также рассмотрим швед ...