Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь

До начала 90-х Беларусь не функционировала как целостная экономическая система, не имела национальной экономической политики. В результате "общесоюзного разделения труда" в БССР развивались ресурсо- и энергоемкие производства, зачастую не имевшие в республике ни сырьевой базы, ни потребителей, но в то же время позволявшие получать значительные преимущества и достаточное количество средств, чтобы стать высокоиндустриальной по социалистическим меркам страной. БССР в рамках централизованного планового хозяйства была "сборочным цехом", "конечным элементом в технологической цепи". Благодаря существовавшему в СССР затратному механизму ценообразования (при котором величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара), БССР удавалось сохранять достаточно высокие темпы экономического роста. В целом же советская экономическая система не смогла обеспечить рост производительности общественного труда. За 15 лет до распада СССР капиталовложения уже не вели к росту конечного продукта. После того как легкодоступные природные ресурсы и внешние кредиты были использованы, система не смогла удержать достигнутый уровень жизни. Потребление населения СССР стало приходить в соответствие с наличием ресурсов и производительностью труда. В силу особой зависимости от единого народнохозяйственного комплекса Беларусь оказалась весьма подверженной последствиям перемен у соседей. После того, как Россия, желая поддержать уровень жизни своего населения, начала приближать структуру цен к мировым, Беларусь оказалась в тяжелом положении. Одна из самых сложных проблем независимой Беларуси заключалась в неподготовленности местной номенклатуры к суверенному развитию страны, отсутствии у нее адекватной реакции на новые вызовы времени. Все беды преподносились как результат "разрыва хозяйственных связей", что отражало неумение руководителей использовать ситуацию для формирования нового экономического и социального качества жизни страны. Вместо модернизации в Беларуси начался процесс мутации традиционных социальных, политических и экономических структур. Необходимость реформ даже руководящей элитой осознавалась не вполне, несмотря на сохранявшуюся некоторое время реформаторскую риторику. Собственно говоря, у правительства не было даже опыта управления всем экономическим потенциалом страны. До распада СССР подавляющая часть промышленности Беларуси находилась в союзной собственности и управлялась из союзного центра. Номенклатурное руководство попросту испугалось стоящих перед ним проблем. Либерализация хозяйственной деятельности госпредприятий в условиях административно заниженных цен и, следовательно, товарного дефицита, развитие черного рынка в соседних странах - все это создало благоприятные условия для коррупции. [11, c. 55]

Правительство Республики Беларусь приняло меры по стабилизации экономической ситуации в стране: сокращение бюджетного дефицита, освобождение цен от контроля (за некоторыми исключениями), отмена ценовых субсидий, приватизация мелких предприятий и коммерциализация (т.е. полная рыночная самостоятельность без смены собственника) крупных, ликвидация отраслевых министерств, отмена государственных заказов, введение социальной защиты, аналогичной другим странам с рыночной экономикой, установление допустимой нормы увеличения заработной платы.

Предполагалось сохранить регулирование цен: на коммунальные услуги (постоянно), на жилье (временно), в экспорте и импорте (временно), а доходы государства увеличить за счет выплаты дивидендов в бюджет государственными предприятиями, введения новых налогов (например, в виде отчислений от добычи нефти) и др. Налогообложение внешней торговли должно было быть пересмотрено, исходя из необходимости ускоренной интеграции экономики в мировую систему торговли, а кредитно-денежная политика должна была осуществляться административными методами (при отсутствии развитых финансовых рынков). Государственная политика приватизации в Республике Беларусь предусматривала следующие цели:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Инновационный потенциал региона проблемы формирования и эффективного использования и пути их решения (на материалах Гомельского областного исполнительного комитета)
В условиях мирового глобального кризиса обострился ряд фундаментальных противоречий мировой финансовой архитектуры, этим в настоящее время обусловлена необходимость ее реорганизации. В ряде стран на фоне общемировых процессов сформиро ...

Значение натурального традиционного хозяйства маори при развитии рынка земли Новой Зеландии во второй половине XIX века
Целью курсовой работы является теоретическое изучение экономической этнологии с помощью учения исторического диалектического материализма. Задачами работы является применение этой теории и методики в её границах на примере тяжёлого вых ...