Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь

- формирование слоя частных собственников;

- увеличение доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

повышение эффективности работы предприятий;

социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

содействие процессу стабилизации финансового положения в республике;

создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций.

Развитие малых и средних форм бизнеса в Беларуси остается одной из ключевых задач на повестке дня экономического развития. Хотя недавно Беларусь начала проявлять больше активности в поддержке частного предпринимательства, продвигая малый и средний бизнес в стране, правительство продолжает в большой степени полагаться на крупные государственные предприятия вместо того, чтобы создавать реальное единое игровое поле для ОАО и частных фирм.

Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д. Система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д. Распределение доходов постепенно либерализуется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое - важные направления государственных расходов. В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения.

Приватизация в Беларуси до 1996 г. реализовывалась по тем же схемам и с той же динамикой, что и во многих странах ЦВЕ и СНГ. Однако к 1998 г. страна выбрала социально-ориентированный путь развития, в котором приоритет отдан государственной экономике и повышению эффективности государственного сектора. В белорусской модели частному сектору отведено место лишь на нишевых и сегментированных рынках (где они не конкурируют с государственными предприятиями). Актуальность и потребность в приватизации стала минимальной к 2005 г. Однако изменение условий торговли с Россией подчеркнуло уязвимость действующей модели и «высветило» системные риски и вызовы участников. 2007 г. изменил отношение белорусских властей к приватизации. Если до 2007 г. все меньше и меньше предприятий проходило через процедуру акционирования, то с 2008 г. эти процессы стали набирать обороты. Кроме того, 2007 г. характеризовался рядом крупных приватизационных сделок. Ожидалось, что 2008 г. продолжит тенденции интенсификации процессов приватизации, поскольку стране необходим приток валюты для финансирования растущего отрицательного сальдо торгового баланса. Частично эти ожидания оправдались. Так, первая половина 2008 г. характеризовалось активным изменением законодательства, которое в значительной мере тормозило процессы акционирования, приватизации, развития фондового рынка. В стране была принята трехлетняя программа приватизации и ряд других документов, направленных на привлечение стратегических инвесторов и ускорение приватизации. Правительство и Комитет госимущества вели активные переговоры с рядом инвесторов, в том числе по поводу приватизации крупнейших предприятий страны (нефтехимии, МАЗа и т.д.). При этом власти не спешили, и на фоне высокой продажной цены по-прежнему выдвигали ряд других условий для инвесторов. Из наиболее значительных событий можно отметить продажу госпакета третьего мобильного оператора «Бест» турецкому инвестору и проведение Лондонского инвестиционного форума в ноябре 2008 г. [17]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Создание салона красоты в Ленинском округе г. Комсомольска-на-Амуре
Цель данной курсовой работы заключается в составлении бизнес-плана организации, специализирующейся на оказании косметических и парикмахерских услуг населению и гостям города, т.е. салона красоты (рабочее название «Сан & Сити»). ...

Демографические барьеры экономического роста
Актуальность проблемы Демографическая ситуация в Российской Федерации в настоящее время привлекает широкое внимание. В соответствии с демографическими прогнозами, Россию в ближайшие десятилетия ожидает сокращение численности насел ...