Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы

Эффект реального богатства(эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например, счета в банках или облигации. Падение же уровня цен ведёт к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создаёт ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877 - 1959), отсюда и название - «эффект Пигу».

Эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта (net export effect) - эффектом Манделла-Флеминга. В результате снижения курса национальной валюты товары, произведённые в данной стране, становятся относительно более дешёвыми. Подобное изменение относительных цен ведёт к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, а, следовательно, совокупный спрос.

Таким образом, существует три различные, но связанные между собой причины, по которым снижение уровня цен ведёт к увеличению предъявляемого в экономике объёма спроса на товары и услуги: (1) потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; (2) снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; (3) понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.

Кроме ценового фактора на AD воздействуют и неценовые факторы при изменении которых или хотя бы одного из них кривая AD смещается вправо или вверх, если AD растет, а если снижается - то влево и вниз.

К неценовым факторам (детерминантам) совокупного спроса, смещающим кривую совокупного спроса AD, относятся:

1) изменение в потребительских расходах;

) изменения в инвестиционных расходах;

) изменения в государственных расходах;

) изменения в расходах на чистый объем экспорта.

Изменение неценовых факторов смещает кривую совокупного спроса или влево, или вправо (рис. 2).

Рис. 2. Изменения совокупного спроса

Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано (рис. 2) как смещение кривой AD вправо, от AD к AD2, а уменьшение совокупного спроса как смещение от AD к AD1.

Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

Потребительские расходы определяются прежде всего уровнем благосостояния потребителей, то есть величиной их доходов, включающих финансовые активы (наличные деньги, ценные бумаги, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цен возрастают - кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, поэтому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизменном уровне цен, то есть в данном случае рассматривается рост благосостояния, например, в результате роста курса акций.

Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов потребителей или от их ожиданий. Если население считает, что в будущем их реальные доходы увеличатся, то их расходы, а следовательно, и совокупный спрос тоже возрастут. Подобным образом инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос. Кроме того, на спрос влияет задолженность населения за уже приобретенные товары. Естественно, чем выше задолженность, тем ниже текущие расходы и совокупный спрос, и наоборот. Повысить или понизить совокупный спрос может также политика налогообложения. Снижение ставок подоходного налога вызовет увеличение чистого дохода и, следовательно, повышение спроса.

Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

Следующая группа факторов связана с инвестиционными расходами. Прежде всего их уровень зависит от изменения процентной ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым неценовым фактором, приведет к уменьшению инвестиционных расходов, то есть закупок средств производства. Увеличить или уменьшить инвестиционные расходы могут ожидания предпринимателей, точнее, их прогнозы будущей прибыли.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Средние величины
В данной курсовой работе рассмотрена тема изучения метода средних величин. В них отображаются основные показатели, которые характеризуют общественные явления, к примеру, товарооборот, заработанная плата, товарные запасы, цены, рождаемо ...

Создание предприятия в сфере оказания мелких бытовых услуг на дому (город Великие Луки)
Ни для кого не секрет, что в нашей стране много одиноких, в том числе разведённых женщин. Часто они имеют хорошую работу, сами воспитывают детей, а вот мужская помощь в хозяйстве становится для них очень актуальной проблемой. И в самом ...