Правовое регулирование в сфере образования

октября 2012 года Государственная Дума Российской Федерации рассмотрела в первом чтении проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В августе законопроект был внесён Правительством России и в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются, как было отмечено выше, нормами Закона РФ от 22.08.2004. г. № 122 "Об образовании" (в редакции Федерального закона и Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также нормами нескольких десятков других федеральных законов, касающихся правового регулирования отдельных отношений в указанной сфере.

Наиболее важным из законодательных актов в настоящее время является вступивший в действие в 2000 году Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ). В его преамбуле указано, что он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы страны, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что кодекс - это законодательный акт, в котором сводятся воедино нормы законов по соответствующему направлению в их взаимосвязи.

В совершенствовании бюджетного законодательства наиболее существенным является Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 63-ФЗ).

Вносимые Законом № 63- ФЗ изменения в БК РФ начали действовать в большинстве своем с 1 января 2008 г.

Введение ФГОС начального (от. 22.12. 2009 г. № 177856) основного общего (от «17» декабря 2010 г. № 1897) и среднего (07.06. 2012, рег. № 24480) образования регламентируется приказами «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов».

Образование как отрасль, как составная часть народного хозяйства характеризует остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются, в частности, в отношениях собственности в обмене деятельностью работников просвещения с представителями иных отраслей народного хозяйства, в способах и формах возмещения затрат труда и материальных средств.

В современной экономической теории широкое распространение получило направление экономического анализа, согласно которому права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями и т. д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Иначе говоря, права собственности есть не что иное как определенные «правила игры», принятые в обществе, т.е. в основном, законы государства. В соответствии с данной теорией, полный «пучок прав» собственности состоит из 11 элементов: право владения, право использования, право управления, право на доход, право на передачу благ в наследство и т.д. Право частной собственности означает, что отдельные физические или юридические лица обладают всем всем пучком из 11 прав собственности. Право государственной собственности означает, что всем «пучком» прав или их большинством обладает исключительно государство.

К примеру, бюджетное образовательное учреждение как юридическое лицо имеет лишь право на владение и использование имущества этого учреждения в форме оперативного управления. Имущество предоставлено ему собственником, т. е. учредителем, которому принадлежат остальные 8 прав собственности на это имущество. В отличие от бюджетного учреждения, которое не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, автономное учреждение имеет значительно больший объем прав из указанной их совокупности и более свободно в распоряжении любыми поступившими средствами.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Системная неустойчивость и альтернативы развития украинской экономики
украинский Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. вынудил правительства всех стран активно разрабатывать меры, направленные на оживление деловой активности в национальных хозяйствах. На сегодняшний день в отечественной нау ...

Создание частного предприятия в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг
В настоящее время уже существует и периодически открывается большое количество предприятий различных форм собственности, деятельность которых направлена на производство определённого вида продукции либо на оказание услуг. Так, при отк ...