Хозяйственный механизм сферы образования

Особенности хозяйственного механизма в образовании:

доминирование некоммерческих учреждений;

сочетание бюджетного и внебюдюжетного финасирования;

некоторое отличие системы экономических отношений в общем образовании от той, что сложилась в профессиональном образовании.

Роль государства заключается в выполнении трех основных функций:

регулирующего органа власти для всей системы образования в целом,

учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы,

совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.

При исполнении каждой из этих функций государство опирается на развитую правовую базу в области образования.

К 1999 году была в основном создана правовая база функционирования системы образования - федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Этот пакет состоял из 462 документов. Одновременно практически все субъекты федерации также приняли соответствующие документы, определяющие отношения в системе на уровне региона. Основополагающим стал Закон "Об образовании" который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления.

Основные направления формирования нового хозяйственного механизма обозначены в программных документах модернизации системы образования РФ, Федеральной целевой программы развития образования, бюджетной и административной реформы.

В настоящее время основным условием роста экономики является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, реформирования бюджетной системы, перехода от «управления ресурсами» к «управлению результатами».

Как и всякий процесс, государственное управление состоит из следующих друг за другом операций. В литературе процесс управления (управленческий цикл) традиционно рассматривается как совокупность, по крайней мере, четырех функций: а)определение желаемого состояния объекта управления (прогнозирование, планирование), б)организации (регулирования), в)мотивации и г)контроля. При этом одна функция является необходимой предпосылкой другой.

Государственное управление сферой образования начинается с определения стратегии развития образования.

Основные документы: Федеральная целевая программа развития образования, Национальная доктрина развития образования России, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

В этих документах были поставлены следующие проблемы в области управления сферой образования, которые могут рассматриваться и как направления государственной политики в этой сфере:

обеспечить развитие общественной составляющей системы управления;

упорядочить разделение и наладить координацию функций, полномочий и ответственности между различным уровнями управления образованием;

преодолеть ведомственность управлении системой образования;

создать полноценное информационно-статистическое обеспечение органов управления и учреждений образования;

сформировать адекватную этим направлениям государственной политики систему образования.

Органы управления системой образования РФ

Отечественная структура управления образованием сформирована по линейно-функциональной схеме, что позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в управлении. Для образовательных учреждений федерального ведения (это в основном вузы и часть начальных и средних профессиональных учебных заведений) выстроена «трехзвенная» структура управления: Министерство образования и науки - Федеральное агентство по образованию - образовательное учреждение. Агентство представляет собой промежуточное звено, транслирующее распоряжения Министерства федеральным образовательным учреждениям, посредством реализации отдельных управленческих функций.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Выявление наличия тренда в рассматриваемых рядах
Общая характеристика исследуемой совокупности Таблица 1 Исходные данные Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ...

Инновационные пути повышения энергоэффективности России
В последние годы роль энергетики в функционировании и росте экономики страны была и остается доминирующей. Доля продукции ТЭК в ВВП России составляет почти 30%, в налоговых поступлениях в бюджет страны около 50%, в валютной выручке от ...