Тенденции и проблемы развития машиностроительного комплекса

В результате экономических реформ основные производственные и сбытовые мощности стали принадлежать различным собственника. Государство в лице его министерств и ведомств практически утратило контроль над предприятиями, в результате чего отрасли начали терять устойчивость, так как ранее действовавшие прямые рычаги государственного управления перестали действовать[8].

Основные проблемы российского машиностроительного комплекса:

высокая изношенность основных производственных фондов;

сложность выхода на зарубежные рынки;

нехватка ресурсов для инновационного развития

высокая стоимость финансирования проектов строительства и модернизации объектов для компаний-заказчиков оборудования.

Масштабы выбывания машиностроительной продукции на примере угольных котлов и паровых турбин показаны на рисунке 2.1 и 2.2.

Рис. 2.1 - Масштабы выбытия машиностроительной продукции (угольные котлы)

Рис. 2.2 - Масштабы выбытия машиностроительной продукции (угольные котлы)

В связи с возрастанием в машиностроительном комплексе создались условия и одновременно возникла потребность в качественно новых структурах управления в посткризисный период. Развитие предприятий промышленности потребовало усовершенствование форм управления на базе формирования само организуемых, саморегулируемых структур организации противодействия кризисным факторам через распределенную структуру предприятий промышленности. [8]

Саморегулирование в данном случае рассматривается как способ сохранения отраслевого управления. Саморегулирование может осуществляться через дальнейшее развитие координирующей деятельности отраслевых союзов, ассоциаций, кластеров, как в существующих формах, так и в новых формах саморегулируемых организаций.

Предложен системный функционально-структурный методологический подход к рассмотрению и исследования процессов развития промышленности России с позиций необходимости обеспечения интеграции рассредоточенных предприятий в рамках отраслевой саморегулируемой организации. Предложенный подход предусматривает формирование организационно-управленческих структурных образований в виде кластеров, как с участием российских предприятий, так и зарубежных компаний.

В сложившихся условиях целесообразен общий подход к государственным задачам управления развитием предприятий промышленности, опирающийся на формирование организационных форм управления на принципах самоорганизации и саморегулирования с учетом реальностей утраты государственными министерствами и ведомствами рычагов управления предприятиями негосударственной формы собственности. [7]

Политика саморегулирования является в значительной мере политикой самих предприятий и организаций конкретной отрасли. Стержнем этой политики должна являться деятельность, направленная на институциональное обеспечение совокупных отраслевых интересов компаний в сфере предпринимательской деятельности. Роль федеральных министерств и ведомств при этом должна заключаться в создании таких общих институциональных условий, которые бы не исключали, а, напротив, способствовали эффективному развитию корпоративной инициативы в области институционального строительства на принципах саморегулирования с учетом государственных приоритетов (рис. 2.3).

Саморегулирование в этом случае наиболее эффективно проявляется через разработку совместно с государством и установление негосударственных отраслевых правил и стандартов, а также контроль за их соблюдением всеми предприятиями, специализирующимися в данной сфере рынка, предусматривающее права, обязанности и ответственность всех участников производственного процесса.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Анализ уровня и динамики финансовой деятельности предприятия
В развитии современной рыночной экономики возрастает роль анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, как базы для принятия стратегических управленческих решений. Активное развитие всех отраслей экономики Российской Феде ...

Роль инвестиций в развитии экономики
Важнейшим фактором, способствующим поддержанию устойчивого экономического роста в России, является развитие эффективного инвестиционного процесса. Пристальное внимание к проблеме регулирования инвестиционного процесса, обозначившееся в ...