Состояние социальной сферы в Республике Беларусь в современных условиях

Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения (в 2009 году безработица составляла 0,9% (при задании 1,1-1,2), настоящий момент уровень безработицы составляет 0,8% (программными документами предусмотрено 1,2-1,4%)), охрана и безопасность труда ( в марте 2009 года создан Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей (продолжает работу программа государственной адресной социальной помощи ГАСП), государственное регулирование социальной сферы [18, с.4-5]. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом [18, с.4].

Важнейшим компонентом рынка труда является заработная плата.

В настоящее время в Республике Беларусь политика оплаты труда основывается на принципах государственного регулирования, установления государственных гарантий и самостоятельности предприятий. Сегодня можно сказать, что прежняя система тотального государственного управления заработной платой разрушена, а новая, рыночная так и не создана. Реальная практика подтверждает это, так как свидетельствует о росте заработной платы при снижении объемных показателей, о складывающихся необоснованных, межотраслевых различиях в заработной плате и в то же время об уравнительности в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп работников, в особенности в бюджетной сфере. [6, с.26]

Перестала выполнять роль социальной гарантии для работников минимальная заработная плата(МЗП). Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая - 2360 руб [18]. Хотя это и выше, чем в России, но данная МЗП не может в полной мере выступать в качестве нижней границы цены рабочей силы. Ухудшается ее соотношение со средней заработной платой и минимальным потребительским бюджетом. Более того, следует отметить, что минимальная заработная плата в республике играла несвойственную ей роль технического норматива при определении различного рода выплат (штрафов, пошлин, сборов, стипендий, социальных пенсий и т.д.). Такого рода выплаты не позволяли существенным образом увеличить размер МЗП и только Декрет № 3 от 15 февраля 2002 года "О некоторых вопросах минимальной заработной платы" позволил разорвать эту порочную связь [16, с.41].

В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования механизма оплаты труда, следует выделить:

восстановление воспроизводственной функции заработной платы посредством приближения тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее минимальному потребительскому бюджету;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать в ...

Статистико-экономический анализ труда и его оплаты в животноводстве на примере ОАО Агрохим-Прибой Граховского района Удмуртской республики
Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится осо ...