Особенности современной социальной политики в России

В основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу предполагается к 2010г. обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями.

В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить наличие разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной восстановить и упрочить ее позицию, как одной из стран - лидеров мирового развития. 3а десятилетие трансформации Россия потеряла преимущество крупномасштабной экономики и передвинулась по объему ВВП ( по паритету покупательной способности) с 5-го места (которое занимал СССР в 1991) на 10-е (в 2001 г.), а по текущему рыночному валютному курсу на 16-е. Уровень душевого дохода в России на пороге XXI в. составил около 5,8% уровня США (2135 долл. на человека в год по текущему обменному курсу), и она заняла 78-е место среди 175 стран, вошедших в выборку МВФ (по уровню ВВП на душу населения пересчитанного по ППС - 60-е место) и входит в группу стран со средним уровнем жизни [9, стр.49].

Сегодня, несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики. Главными задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года. Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его демонополизация. Одна из главных задач - это необходимость повышения размера оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем и другие социальные услуги.

В целом же следует отметить, что для того чтобы преломить накопившиеся за годы проводимых реформ негативные тенденции в социальной политике Правительству России необходимо отказаться от ориентации на либеральную модель минимальной, пассивной роли государства в области формирования и распределения доходов. Эта ориентация не отвечает не только традициям нашей страны, но и потребностям и условиям современного социального рыночного хозяйства. При этом усиление роли государства вовсе не означает возврата к тотальному централизованному перераспределению. Напротив, оно означает поиск золотой середины между социальным и рыночным, справедливым и эффективным, что соответствует уникальной исторической ситуации перехода российской экономики к социальному рыночному хозяйству[7, стр.459].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключительной части своей работы я хотела бы отметить, что ответив на вопрос «что такое социальная политика», какова ее сущность, принципы, функции и основные направления, я пришла к выводу, что социальная политика нацелена на становление и развитие в обществе стабильных социальных отношений, системы социальной защиты населения. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Социальная политика также связана с решением таких задач как помощь отдельным социальным группам населения, обеспечение доступности и равных возможностей граждан в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре), социального страхования. А результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Статистико-экономический анализ труда и его оплаты в животноводстве на примере ОАО Агрохим-Прибой Граховского района Удмуртской республики
Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится осо ...

Статистико-экономический анализ производства зерна в Тамбовской области
Актуальность работы определяется сохранением важной роли сельского хозяйства в современной России и необходимости статистического изучения производства отдельных видов продукции, а именно производства зерна. В настоящее время произв ...