Стратегическое значение северных территорий России. Эволюция их социально-экономического развития

отдаленность большей части территории Севера от зоны централизованного энергоснабжения;

необходимость создания запасов и длительного хранения потребляемой продукции и сырья, прежде всего топливно-энергетического, вызванная сезонностью завоза грузов во многие районы, что приводит к «замораживанию» больших объемов финансовых средств на длительный период;

высокие затраты на поддержание и обновления основных фондов, что связано с их ускоренным износом в северных климатических условиях;

значительные расходы на социальную сферу в связи с тем, что значительная часть северных предприятий являются градообразующими;

повышенная экологическая уязвимость природной среды Севера, что требует высоких затрат на природоохранные мероприятия.

В целях нивелирования воздействия этих отрицательных факторов в государстве была разработана и нормативно закреплена система гарантий и компенсации, благодаря которой уровень жизни населения на Севере был не ниже, а по некоторым показателям выше, чем в других регионах страны;

Конец 20-го века знаменовался началом нового рыночного периода в развитии страны. На первом этапе проведения рыночных реформ еще осуществлялся принцип преемственности государственной политики в отношении северных территорий. В начале 90-х годов был принят ряд указов Президента Российской Федерации, Федеральных Законов, которыми регулировались особенности отношений в сфере труда, отдыха, образования, медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения, вопросы социальной защиты коренных малочисленных народов Севера в северных регионах Российской Федерации. Хотя многие положения этих законов в полной мере не работали, так как не были созданы механизмы их реализации, они заложили основы «северной политики» государства в постсоветский период.

Однако поспешное проведение реформ привело к резкому ухудшению социально-экономического положения как в стране, так и на Севере: спаду производства, закрытию предприятий, росту безработицы, падению жизненного уровня основной части населения.

В этих условиях государство посчитало поддержку северных территорий нецелесообразной и финансово обременительной, а проводимую на Севере протекционистскую политику не соответствующей рыночным отношениям. Идейной базой изменения государственной политики в отношении Севера стала широко пропагандировавшаяся как панацея решения северных проблем идея сокращения якобы чрезмерно избыточной численности населения Севера на основе замены постоянно проживающих здесь граждан контингентом работников, осваивающих Север вахтовым методом. Снизилась государственная поддержка северных регионов, начали закрываться северные программы («Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «Дети Севера»). Стало выделяться слишком мало средств на государственную поддержку отдельных отраслей экономики (угольная, рыболовство, оленеводство), сократились собственные доходные источники региональных бюджетов, стали урезаться северные льготы и гарантии проживающих и работающих на Севере граждан.

Принятые в этот период нормативные акты Правительства Российской Федерации в области социально-экономического развития Севера носили декларативный и неконкретный характер. Значительно ухудшилось и законодательное регулирование северных проблем. Принятые в последние годы в ходе проведения реформ федеральные законы по вопросам федеративных отношений, местного самоуправления, распределения полномочий между уровнями публичной власти в значительной степени изменили саму основу законодательства, регулирующего вопросы социального и экономического развития северных территорий, их жизнеобеспечения, государственных гарантий и компенсаций для населения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «монополия», «конкуренция» и целым рядом других, связанных с конкурентностью рынков. Очень важно различать в ...

Социальная политика в Республике Беларусь
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчи ...