Стратегическое значение северных территорий России. Эволюция их социально-экономического развития

С 1 января 2005 года признан утратившим силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». С его отменой из законодательства исчезли основополагающие понятия, определяющие Север как высокоширотную часть территории России, характеризующуюся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения, дающие определение районам с дискомфортными условиями проживания и с ограниченными сроками завоза грузов. Из законодательства также исчезли важнейшие принципы и механизмы государственного регулирования развития северных территорий:

государственный протекционизм;

селективная поддержка производства;

регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды и защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;

финансовая поддержка завоза продукции в районы с ограниченными сроками завоза грузов и ряд других.

Вместе с тем не вызывает сомнения, что перспективы экономического развития арктических территорий, а следовательно, позиционирование государства и ведущих компаний связаны исключительно с естественными конкурентными преимуществами, которые можно объединить в три большие группы:

природные ресурсы, перспективные в плане освоения в ближайшие 20-30 лет с учетом интенсивного развития инновационных технологий;

транспортные системы, как в настоящее время, так и в перспективе связанные в первую очередь с транспортировкой сырьевых ресурсов, в том числе с учетом возможных климатических изменений;

пространственные ресурсы, которые начиная с середины ХХ в. играют все более значительную роль.

Возрастающее значение Севера и Арктики для развития экономики России требует сбалансированного решения как важнейших экономических задач, связанных с дальнейшим освоением природных богатств этих территорий, так и социальных вопросов, касающихся качества жизни и интересов коренного и укорененного здесь населения.

Федеральная политика в отношении северных регионов должна способствовать более полному и рациональному использованию природных богатств Севера для обеспечения внутренних потребностей производства и формирования валютных ресурсов страны. И не следует забывать, что самый востребованный фактор производства - это трудовые ресурсы. Самое большое достояние и богатство любого государства - это, несомненно, человек. В настоящее время немало делается для достижения поставленных целей за счет средств федерального бюджета и бюджетов северных регионов. До 2008 г. предусматривалось увеличение бюджетных средств по всем направлениям развития северных и дальневосточных регионов, но мировой кризис внес существенные коррективы в планы финансирования.

Тем не менее, позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии Севера уже дали свой положительный эффект, экономика севера постепенно выздоравливает. Например, по итогам 2008 года в северных регионах выполнено 27,0% строительных работ, введено 9,8% жилья, произведено примерно 10% продукции животноводства, оборот розничной торговли составил 17,0%, объем платных услуг - 18,1% от соответствующих общероссийских показателей. В экономику северных регионов привлечено 31,2% всех инвестиций в основной капитал по Российской Федерации и 27,7% иностранных инвестиций. Из северных территорий поступило в доходы государства 35,7% всех налогов и сборов в консолидированный бюджет страны и 47,9% - в федеральный бюджет. Почти 25% сальдированной прибыли предприятий и организаций России приходится на северные регионы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Анализ факторов, влияющих на материальные ресурсы ОАО Пензенский завод Локомотив
Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъ ...

Инновационный потенциал региона проблемы формирования и эффективного использования и пути их решения (на материалах Гомельского областного исполнительного комитета)
В условиях мирового глобального кризиса обострился ряд фундаментальных противоречий мировой финансовой архитектуры, этим в настоящее время обусловлена необходимость ее реорганизации. В ряде стран на фоне общемировых процессов сформиро ...