Характеристика экономического потенциала, приоритетов развития региона

Из 46 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни. Остальные, как правило, проживают в сельских населенных пунктах и испытывают серьезные проблемы с трудоустройством.

Расселение населения в округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в два раза. Наряду с общим дефицитом трудовых ресурсов, регион испытывает недостаток квалифицированных специалистов. Особенно ощутима нехватка профессионалов высокого класса в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, сферах торговой деятельности, общественного питания, связи и транспорта, а также социальной сфере. Одна из самых актуальных проблем - старение кадров, требует незамедлительного решения, наиболее остро проявляется в системе образования и здравоохранения.

Социально-экономическая нестабильность, и последовавшее за ней резкое сокращение финансирование научных исследований в начале 1990-х годов не дали в то время возможности реализовать в полной мере разработанные ранее планы по созданию в Тюмени крупного академического центра, деятельность которого могла бы охватить большинство специфических проблем региона "нового освоения".

К этому времени наметилась тенденция к оттоку населения из ряда северных городов. В лишенной стабильности обстановке, с неопределенными перспективами на будущее многие жившие в них люди начали ощущать себя заложниками процесса освоения, непосредственными участниками которого они в недавнем прошлом являлись.

Интенсивное освоение нефтегазоносных месторождений на Тюменском Севере породило колоссальные по своим масштабам экологические проблемы. В результате многочисленных аварий трубопроводов, утечек нефти и вредоносных выбросов в атмосферу была нарушена или уничтожена жизнь флоры и фауны на обширных по своей территории районах. Десятки рек и озер стали "мертвыми" благодаря необдуманной деятельности нефтегазодобывающих ведомств. Тысячи километров восстанавливаемых долгие годы почвенных покровов тундры были нарушены гусеницами вездеходов.

Важное значение для последующего социально-экономического развития Тюменского Севера сыграло подписание в 1992 году Федеративного договора, по которому Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа стали полноправными субъектами Российской Федерации. В них были сформированы собственные органы власти и свой бюджет. Результаты подобного административно-территориального дробления нефтегазодобывающего региона имели неоднозначные последствия. С одной стороны они послужили стимулом к дальнейшему активному обустройству районов "нового освоения", воплощению на их территории новых общественных инициатив в производственной и социальной сфере. С другой стороны, данные изменения способствовали обострению ряда проблем, связанных с политической и экономической дезинтеграцией региона, долгое время обладавшего единым административно-производственным комплексом. Со временем между Тюменью и автономными округами начали вновь набирать силу программы сотрудничества, направленные на совместное решение актуальных экономических и социальных проблем.

Социальные и экологические проблемы, получившие значительный резонанс в конце 1980-х - начале 1990-х не остались без ответа, найдя свой отклик в административной и законодательной сфере. На территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов были созданы органы экологического контроля, осуществляющие мониторинг состояния окружающей среды и регулирующие предельно допустимые нормы ее загрязнения нефтегазодобывающими предприятиями. На территории округов был принят ряд законодательных положений, защищающий права коренных народов Севера, предоставляющих им возможность заниматься традиционными для них видами хозяйствования на родовых угодьях и других охраняемых территориях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи ...

Создание частного предприятия в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг
В настоящее время уже существует и периодически открывается большое количество предприятий различных форм собственности, деятельность которых направлена на производство определённого вида продукции либо на оказание услуг. Так, при отк ...

Бизнес-план филиала Института экономики и управления РГППУ, расположенного по месту жительства студента
В последние годы в российскую жизнь стремительно внедрилось понятие бизнес-плана. Этот документ почти всегда готовится для использования внешних источников финансирования инвестиций: заемных финансовых средств от кредитора (банковских ...