Государственная политика и формирование программ социально-экономического развития северных территорий

В целях обеспечения реализации государственной политики по социально-экономическому развитию северных территорий в России образовывались специальные органы:

с середины 1990-х годов до 2000 года разработку и реализацию основных направлений региональной социально-экономической политики в районах Севера и Арктики осуществлял Госкомсевер;

после его упразднения в мае 2000 года северные вопросы были переданы Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ, которое позже также было упразднено;

с 2005 года этими вопросами занимается Министерство регионального развития РФ.

Конечно, такие изменения не могли положительно сказаться на формировании программы развития северных территорий, эффективности транспортной системы, решении социальных вопросов.

Сегодня основным стратегическим документом по осуществлению государственной политики развития северных районов является Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, разработанная до 2015 года. Концепция определяет лишь перспективные направления государственной поддержки северных территорий страны, но не называет конкретных действий, направленных на решение региональных проблем.

Сила федеративного государства основывается на силе его регионов, целостный организм жизнеспособен только тогда, когда здоровы составляющие его части. На основе такого подхода необходимо рассматривать вопрос об особенностях современной «северной» политики, адекватна ли она роли региона, способствует ли она его устойчивому социально-экономическому развитию.

Конец 20-го века знаменовался началом нового рыночного периода в развитии страны. На первом этапе проведения рыночных реформ еще осуществлялся принцип преемственности государственной политики в отношении северных территорий. Однако поспешное проведение реформ привело к резкому ухудшению социально-экономического положения как в стране, так и на Севере: спаду производства, закрытию предприятий, росту безработицы, падению жизненного уровня основной части населения.

В этих условиях государство посчитало поддержку северных территорий нецелесообразной и финансово обременительной, а проводимую на Севере протекционистскую политику не соответствующей рыночным отношениям. Базой изменения государственной политики в отношении Севера стала идея сокращения якобы чрезмерно избыточной численности населения Севера на основе замены постоянно проживающих здесь граждан вахтовыми бригадами. Государство стало мало обращать внимания на вопросы социально-экономического развития Севера, снизилась государственная поддержка северных регионов, начали закрываться северные программы, сократились собственные доходные источники региональных бюджетов, были урезаны северные льготы и гарантии проживающих и работающих на Севере граждан. Значительно ухудшилось и законодательное регулирование северных проблем.

С 1 января 2005 года признан утратившим силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». С его отменой из законодательства исчезли основополагающие понятия, определяющие Север как высокоширотную часть территории России, характеризующуюся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения, дающие определение районам с дискомфортными условиями проживания и с ограниченными сроками завоза грузов. Из законодательства также исчезли важнейшие принципы и механизмы государственного регулирования развития северных территорий:

государственный протекционизм;

селективная поддержка производства;

регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды и защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Рыночная стоимость предприятия ООО ForYou
В постсоветской России необходимость в профессиональных оценщиках возникла в начале 90-х годов XX в. За основу при подготовке этих специалистов была принята методология американской школы оценки как наиболее прогрессивная. На базе бога ...

Роль информационной инфраструктуры в повышении конкурентоспособности предприятия
Актуальность темы работы связана с тем, что в условиях современной рыночной экономики повышение конкурентоспособности промышленного предприятия невозможно без использования современной, достоверной и полной информации. Информация являе ...