Государственная политика и формирование программ социально-экономического развития северных территорий

В целом эффект от сокращения расстояний перевозок оценивается в 3,5-4 млрд. руб. в год. Косвенный эффект (эффект связанный с тем, что дорога даст импульс для развития различных сфер экономики и социальной инфраструктуры ЯНАО, ХМАО, севера Свердловской области) согласно исследованиям, может значительно (в разы) превышать прямой.

В результате разработки конкретных видов ресурсов будет достигнут следующий эффект.

Разработка месторождений Полярного и Приполярного Урала позволит полностью заместить поставки по импорту всего объема хромовых руд, поставляемых в Россию (попутно на хромитовых рудниках будут добываться дуниты - ценное огнеупорное сырье), в значительной степени марганцем, железом, фосфоритами.

Рис. Импортозамещение за счет разработки месторождений Полярного и Приполярного Урала

Создание ресурсной базы по хромитам и марганцу, в настоящее время практически не разрабатываемых в России позволит в перспективе за счет более низких (на 15-20%), по сравнению с мировыми, цен достичь эффекта от импортозамещения в объеме 1,8 млрд. руб. в год в текущих ценах.

Индекс бюджетной эффективности (т.е. соотношение выгоды от реализации проекта с поддержкой проекта государством) имеет коэффициент 2 - на 1 вложенный государством рубль ожидается 2 рубля поступлений в бюджет, а интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта (вклад проекта в достижение общего ВВП страны) составляет 0,558%.

В конце июля 2012 года в Салехарде состоялось совещание под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова, посвященное развитию транспортной системы УрФО. Политика Минтранса и правительства в целом будет направлена на поддержание проектов, привлекающих внебюджетные инвестиции. Именно таким проектом является «Северный широтный ход», которому было посвящено отдельное совещание в Салехарде.

Северный широтный ход - это железная дорога Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево протяженностью 707 км с мостовыми переходами через Обь и Надым. Работы по проекту на Ямале начались в 2011 году, со строительства моста через Надым. Сейчас строительство ведется круглосуточно, причем «Корпорация Развития», возводящая мостовой переход через реку, работает с опережением плана. На остальные участки готова проектная документация.

Согласно документам общее финансирование по проекту предусмотрено в размере 135,6 млрд. рублей. При этом в новой финансовой схеме значительно сокращена бюджетная составляющая. Замещение бюджетных средств инвестиционными в целом составило 79,1 млрд. рублей. Участниками проекта выступают Росжелдор (ОАО «ЯЖДК) при поддержке правительства ЯНАО, «Корпорация развития», ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром». При этом инвесторы разделили между собой зоны ответственности. По плану наибольшую часть расходов возьмет на себя Ямальская железнодорожная компания - строительство ж/д линий Обская - Салехард - Надым обойдется ей в 58 млрд рублей. Газпром профинансирует достройку ж/д участка Надым - Пангоды (14,8 млрд. рублей) и достройку станции «Обская-2» (4,4 млрд. рублей). Затраты РЖД на достройку железнодорожного участка Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево составят 22,5 млрд. рублей. Власти ЯНАО совместно с ЯЖДК потратят 21,5 млрд рублей на возведение моста через Обь. Зато мост через реку Надым «Корпорация Развития» планирует построить без привлечения средств федерального бюджета, за счет заемных средств.

В ходе работы удалось значительно снизить издержки относительно первых предполагаемых проектов, например, на строительство моста через Обь и ж/д линии Обская - Салехард - Надым. Этого удалось достичь посредством применения новых проектных решений. Таким образом, затраты на мост через реку Обь сократились с 47 млрд. руб. до 21,5 млрд. рублей, на железнодорожную линию Обская - Салехард - Надым - с 78 млрд. до 58,5 млрд. рублей, а общие затраты на строительство СШХ снижены на 45,5 млрд. рублей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи ...

Государственное регулирование общественного сектора экономики
Экономику определяют как науку о выборе направлений использования ограниченных ресурсов (факторов производства и потребительских благ). Рыночная экономика характеризуется наличием «провалов» рыночной системы и объективных обстоятельств ...

Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой
Государственное регулирование экономики является необходимым элементом функционирования экономики любой страны. Одной из форм, видов такого регулирования является государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен ...