Государственная политика и формирование программ социально-экономического развития северных территорий

В целом эффект от сокращения расстояний перевозок оценивается в 3,5-4 млрд. руб. в год. Косвенный эффект (эффект связанный с тем, что дорога даст импульс для развития различных сфер экономики и социальной инфраструктуры ЯНАО, ХМАО, севера Свердловской области) согласно исследованиям, может значительно (в разы) превышать прямой.

В результате разработки конкретных видов ресурсов будет достигнут следующий эффект.

Разработка месторождений Полярного и Приполярного Урала позволит полностью заместить поставки по импорту всего объема хромовых руд, поставляемых в Россию (попутно на хромитовых рудниках будут добываться дуниты - ценное огнеупорное сырье), в значительной степени марганцем, железом, фосфоритами.

Рис. Импортозамещение за счет разработки месторождений Полярного и Приполярного Урала

Создание ресурсной базы по хромитам и марганцу, в настоящее время практически не разрабатываемых в России позволит в перспективе за счет более низких (на 15-20%), по сравнению с мировыми, цен достичь эффекта от импортозамещения в объеме 1,8 млрд. руб. в год в текущих ценах.

Индекс бюджетной эффективности (т.е. соотношение выгоды от реализации проекта с поддержкой проекта государством) имеет коэффициент 2 - на 1 вложенный государством рубль ожидается 2 рубля поступлений в бюджет, а интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта (вклад проекта в достижение общего ВВП страны) составляет 0,558%.

В конце июля 2012 года в Салехарде состоялось совещание под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова, посвященное развитию транспортной системы УрФО. Политика Минтранса и правительства в целом будет направлена на поддержание проектов, привлекающих внебюджетные инвестиции. Именно таким проектом является «Северный широтный ход», которому было посвящено отдельное совещание в Салехарде.

Северный широтный ход - это железная дорога Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево протяженностью 707 км с мостовыми переходами через Обь и Надым. Работы по проекту на Ямале начались в 2011 году, со строительства моста через Надым. Сейчас строительство ведется круглосуточно, причем «Корпорация Развития», возводящая мостовой переход через реку, работает с опережением плана. На остальные участки готова проектная документация.

Согласно документам общее финансирование по проекту предусмотрено в размере 135,6 млрд. рублей. При этом в новой финансовой схеме значительно сокращена бюджетная составляющая. Замещение бюджетных средств инвестиционными в целом составило 79,1 млрд. рублей. Участниками проекта выступают Росжелдор (ОАО «ЯЖДК) при поддержке правительства ЯНАО, «Корпорация развития», ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром». При этом инвесторы разделили между собой зоны ответственности. По плану наибольшую часть расходов возьмет на себя Ямальская железнодорожная компания - строительство ж/д линий Обская - Салехард - Надым обойдется ей в 58 млрд рублей. Газпром профинансирует достройку ж/д участка Надым - Пангоды (14,8 млрд. рублей) и достройку станции «Обская-2» (4,4 млрд. рублей). Затраты РЖД на достройку железнодорожного участка Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево составят 22,5 млрд. рублей. Власти ЯНАО совместно с ЯЖДК потратят 21,5 млрд рублей на возведение моста через Обь. Зато мост через реку Надым «Корпорация Развития» планирует построить без привлечения средств федерального бюджета, за счет заемных средств.

В ходе работы удалось значительно снизить издержки относительно первых предполагаемых проектов, например, на строительство моста через Обь и ж/д линии Обская - Салехард - Надым. Этого удалось достичь посредством применения новых проектных решений. Таким образом, затраты на мост через реку Обь сократились с 47 млрд. руб. до 21,5 млрд. рублей, на железнодорожную линию Обская - Салехард - Надым - с 78 млрд. до 58,5 млрд. рублей, а общие затраты на строительство СШХ снижены на 45,5 млрд. рублей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи ...

Современные экономические проблемы России
Глубокие и стремительные экономические изменения в современном мире обусловливают необходимость поиска новых подходов к анализу экономической жизни общества, исследованию особенностей и перспектив национальной экономики. Национальная ...

Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях
Тема исследовательской работы «Совершенствование методики формирования страхового запаса на промышленных предприятиях» по дисциплине «Управление экономикой». Актуальной задачей при управлении оборотными активами производственных пре ...