Государственная политика и формирование программ социально-экономического развития северных территорий

СШХ, согласно документам, имеет достаточно быструю окупаемость для столь масштабных инфраструктурных проектов - он обеспечит кратчайший транзит углеводородных грузов в западном направлении и грузов, необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений, в восточном направлении. Намерения по перевозке грузов уже озвучили «НоваТЭК», Арктикгаз, ЛУКойл, Роснефть, Новоуренгойский газохимический комплекс. Планируемые объемы своих перевозок по магистрали они обозначили в размере более 20 млн. тонн ежегодно.

По предварительным расчетам, только от эксплуатации Северного широтного хода в течение первых пяти лет налоговые поступления в бюджет составят не менее 50 млрд. рублей. Таким образом, учитывая лишь эту статью доходов, проект окупится менее чем за пятнадцать лет, по оценке PricewaterhouseCoopers - максимум за 13,8 лет. Реализация проекта «Северный широтный ход» даст дополнительные рабочие места и увеличение налогооблагаемой базы всем промышленным регионам УрФО. Рост объема заказов для предприятий Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей, по прогнозам, составит до 200 млрд. рублей.

Кроме того, существенный экономический эффект возникнет, когда Северный широтный ход состыкуют с Северным морским путем. Объекта, так близко расположенного к углеводородному сырью, на территории России, да и во всем мире, нет. В планах - довести железную дорогу до проектируемого уникального порта Сабетта на Ямале.

При разработке программ развития северных территорий учитывается опыт других стран.

Наибольший интерес в этом отношении имеет канадский опыт. Малоосвоенные северные районы занимают примерно 7 млн. кв.км. - 70% территории страны, тогда как проживает здесь лишь 350 тыс. чел., или менее 1,5% населения Канады. Эти территории располагают огромными и далеко еще не полностью разведанными природными ресурсами - месторождениями природного газа, нефти, каменного угля, асбеста, руд черных и цветных металлов, существенным гидроэнергетическим потенциалом. Все это «роднит» канадскую экономику с экономикой России, где также большая часть территории страны относится к зоне Севера. Наличие общих черт в экономике двух стран способствовало тому, что еще во времена социалистической эпохи в процессе разработки стратегии хозяйственного освоения ресурсов Канадского Севера использовался опыт развития северных районов СССР, теперь, в трансформационный период нам, в свою очередь, следует использовать канадский опыт.

Формы и направления государственного регулирования воспроизводственных процессов в экономике Канадского Севера различны и достаточно многочисленны. Государство не ставит в качестве обязательной конечной цели своих инвестиций получение прибылей, а делает эти инвестиции средством повышения активности частных фирм. В наибольшей степени сказанное относится к государственному финансированию развития инфраструктуры (прежде всего транспортной сети) в северных районах. В некоторых случаях государство идет на создание собственных предприятий или смешанных государственно-частных компаний. С 1993/94 по 2003/04 финансовые гг. государственные расходы на северных территориях выросли в 4,3 раза. Однако гораздо чаще государство предпочитает действовать в рамках программ помощи частным компаниям (особенно горнопромышленным). Заметнее всего это содействие частному капиталу выражается в предоставлении прямых субсидий фирмам (в отдельных случаях такая помощь составляет до 70-60% всех прямых и косвенных капиталовложений в новое предприятие), в покупке акций рискованных предприятий и пр.

Другой способ оказания государственного содействия частным компаниям налоговые льготы. Горнопромышленные фирмы на Севере Канады полностью освобождались от уплаты налогов, на три-пять лет, после ввода в действие предприятия. В случае эксплуатации месторождений, близких к истощению, подлежащая налогообложению прибыль уменьшалась на треть. Кроме того, государство облегчало условия аренды нефтеносных земель. Быстро растут и размеры федеральных субсидий, предоставляемых местным властям северных территорий. Эти субсидии составили в 2003/04 фин. г. 76% бюджета правительства Северо-Западных территорий и 62% бюджета правительства Юкона - по 7600 долл. в расчете на каждого жителя Дальнего Севера. К важнейшим формам государственного регулирования следует отнести также разработку разного рода комплексно-целевых программ развития Севера Канады.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи ...

Создание салона красоты в Ленинском округе г. Комсомольска-на-Амуре
Цель данной курсовой работы заключается в составлении бизнес-плана организации, специализирующейся на оказании косметических и парикмахерских услуг населению и гостям города, т.е. салона красоты (рабочее название «Сан & Сити»). ...

Статистика рынка труда
...