Государственная политика и формирование программ социально-экономического развития северных территорий

Необходимость более интенсивного вмешательства государства в процесс экономического регулирования деятельности северных районов по сравнению с остальными регионами Канады объясняется рядом причин и факторов. Прежде всего следует указать на необходимость осуществления здесь повышенных затрат на выпуск единиц продукции. Так, доля затрат на материалы, энергию и топливо в общей стоимости горнодобывающей промышленности на Дальнем Севере почти вдвое выше, чем по всей отрасли в среднем по стране. Стоимость бурения одной разведочной скважины на Дальнем Севере обходится в 46 раз, а одной буровой проходки - в 25 раз дороже, чем в основной нефтедобывающей провинции страны - Альберте. При столь высоком уровне расходов и ввиду необходимости чрезвычайно крупных капиталовложений в развитие инфраструктуры компании далеко не всегда решаются на риск освоения северных ресурсов своими силами, без помощи государства. Важно и то, что масштабы и специфика освоения Севера требуют учета экономического и социального влияния капиталовложений в развитие всего района и даже всей страны в целом, притом в течение длительного периода. Частные же компании, будучи предоставлены самим себе, обычно предпочитают проводить хищническую политику кратковременной эксплуатации наиболее богатой части месторождений, что приводит, в конечном счете, к исключительно негативным последствиям, например к возникновению печально знаменитых «городов-призраков». Эти и ряд других факторов приводят к необходимости активного вмешательства государства в процесс освоения Севера.

Учитывая наличие определенного числа общих черт в экономике России и Канады (схожая по ряду параметров региональная, отраслевая структура, большая территориальная протяженность и пр.), целесообразно в стратегии перехода российской экономики к развитым рыночным отношениям использовать определенные элементы канадской хозяйственной модели. Особенно данное положение справедливо в отношении выбора приоритетов и перспектив экономического развития в зоне Севера России. Так, особое значение имеют децентрализация государственного управления и повышение роли местных органов власти как субъектов хозяйственной деятельности (по аналогии с процессами, происходящими в Канаде). Важно и то, что поскольку в соответствии с концепцией оптимальной структуры форм хозяйствования необходимо усиленное государственное регулирование переходных социально-экономических процессов в северных регионах страны, темпы приватизации государственной собственности в базовых отраслях промышленности региона должны быть ниже среднероссийских.

В связи с развитием российско-канадского сотрудничества на Севере и в Арктике представляет несомненный интерес канадская оценка состояния и перспектив этого сотрудничества: «Для стабильности международной системы жизненно необходимо преуспеяние России, а для стабильности России жизненно необходимо устойчивое развитие и преуспеяние ее Севера. При 8-процентной доле в населении страны, на Российском Севере производится 20% ее ВВП, и он является одним из ее ведущих источников твердой валюты. С 80% населения всего мирового Севера в его пределах, Российский Север представляет собой наиболее заселенную его часть: здесь живут более 12 млн. человек, в т.ч. 200000 представителей коренных народов.

Канада исторически заинтересована в процветании и безопасности России - на самом деле, у нас там на кону многое. Учитывая удельный вес Севера в будущем России и всего региона в целом, необходимы немедленные и скоординированные меры. Следовательно, будущее российского Севера важно для Канады, и именно на нем сфокусировано “Северное измерение внешней политики Канады”».

Наличие у Канады опыта и технических навыков освоения природных ресурсов Арктики дает канадцам относительные преимущества в России и создает отличные возможности для канадских инвестиций. А в области защиты окружающей среды канадские технологии и системы управления просто не имеют себе равных. На Российском Севере претворяются 20 проектов в областях экономической реформы, управления и защиты окружающей среды. Канадское правительство однозначно заявляет о своей активной поддержке международной деятельности Арктического совета и содействии сотрудничеству с Россией в решении общих северных задач.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи ...

Анализ трудовых ресурсов на примере ОАО Орловские черноземы филиал №1 Залегощенский за 2009–2011 гг.
Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, обладающую совокупностью физических возможностей, знаниями практического опыта для работы в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы включают в себя трудоспособное население в воз ...

Роль государства в современной экономике и экономике переходного периода
В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанньм является тот факт, что экономическая эффективность ...