Белорусская модель

Беларусь, как и любая другая страна, имеет собственную экономическую модель, которая в свою очередь старается вобрать в себя все сильные стороны государственного управления и в то же время старается не отставать от развитых стран, опираясь также на некоторые рыночные механизмы. Она называется - "социально ориентированная рыночная экономика". В работе уже рассмотрена одна из социально-ориентированных моделей экономики: шведская. Однако, белорусская модель тоже весьма интересна для анализа, хотя, безусловно, государственный элемент в белорусской экономике значительно выше рыночного.

Основные характерные черты белорусской экономической системы следующие: сильное государственное регулирование и централизация власти, преобладание государственной собственности, государственное планирование и ориентация экономики на социальные нужды. [19]

а) Особенности государственного регулирования.

В Республике Беларусь все основные решения принимаются президентом и государственным аппаратом. На практике это оказалось неэффективным, но Беларуси пришлось смириться с данным решением. На то было несколько причин. [19]

Во-первых, после распада СССР было необходимо "сильной рукой" выводить страну из кризиса и концентрировать в руках государства все ресурсы, разваленные и почти разворованные "демократией".

Во-вторых, опыт "либеральных реформ" в постсоветских странах и в России доказал свою ущербность, привел к взрывоопасной, исключительно резкой социальной дифференциации в обществе. К формированию 10-20 олигархических кланов и к обнищанию половины населения;

В-третьих, Беларуси, как и любой стране, необходимо обеспечить экономическую и политическую безопасность, обороноспособность и независимость республики.

б) Права на собственность.

В РБ сохраняется высокий уровень государственной собственности, несмотря на некоторые реформы направленные на создание здорового рыночного механизма. Госсектор представлен унитарными предприятиями, доминирующими в ключевых отраслях экономики (электроэнергетика, нефтепереработка, машиностроение, химическая промышленность). В них доля государственной собственности выше 80%. Однако, в сфере торговли и бытового обслуживания негосударственная собственность составляет около 70%. [19]

Отсутствие кардинальных реформ объясняется тем, что приватизация порой оказывается грабительской для многих. Долгое время президент придерживался "золотой акции", благодаря которой государство сохраняло право решающего голоса даже в тех предприятиях, где доля принадлежащая государству равнялась 1-2%. Правда, таких предприятий было немного: около 30-40. Само собой эти предприятия были прибыльными.

Также удручающим является тот факт, что имеют место не попытки приватизации, а попытки деприватизации:

передача акций государству в обмен на льготные кредиты;

пересмотр "неправильной" процедуры приватизации в начале 90-х годов;

безвозмездная передача имущества акционированного предприятия государству и др.

Но, тем не менее, реформы проводятся, хоть и медленно. Так, например, в 2008 году, по указу № 144, в республике отменено действие "золотой акции", начата программа акционирования и приватизации ряда государственных предприятий, продолжено упрощение налогообложения, приняты меры по улучшению делового климата и привлечению инвестиций и поддержанию высокого экономического роста.

в) Особенности государственного планирования.

Прогноз развития народного хозяйства страны включает 16 основных макроэкономических показателей - от роста ВВП до роста средней зарплаты. Если какой-либо министр или директор не выполнит этот "прогноз", он может лишиться своего поста. Столь жёсткие меры часто не приводят к положительным результатам. Но белорусское планирование значительно отличается от советского. В СССР планировался не только рост производства, но и соответствующий сбыт продукции, а также ресурсы для этого производства. Если планировался рост производства, то планировалась передача средств предприятиям. Сегодня планируется ("прогнозируется") только количественный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, а проблемы сбыта и ресурсов предприятие обязано решать своими силами. Во многих странах в какой-то степени применяют и планирование, и прогнозирование на различных уровнях.

г) Особенности социальной ориентации.

Социальная ориентация белорусской модели весьма очевидна, что наглядно проявляется в следующем: сравнительно высокая для СНГ зарплата (январь-март 2011 г. составила 1463,7 тыс. рублей); сравнительно высокая пенсия; низкий уровень безработицы; сравнительно невысокие тарифы и цены на жилищно-коммунальные услуги. [19]

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Государственная и муниципальная форма собственности
Собственность принадлежит к числу понятий, вокруг которых на протяжении многих веков ведется борьба не только в теоретическом плане, но и путем социальных потрясений, которые одной из главных своих причин имеют в конечном счете попытки ...

Анализ трудовых ресурсов на примере ОАО Орловские черноземы филиал №1 Залегощенский за 2009–2011 гг.
Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, обладающую совокупностью физических возможностей, знаниями практического опыта для работы в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы включают в себя трудоспособное население в воз ...