Показатели объема промышленной продукции

Валовая продукция промышленного предприятия представляет собой общий объем продуктов основной деятельности предприятия за отчетный период в денежном выражении. В этом показателе учитываются все произведенные в данном периоде продукты (работы, услуги), отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности. Валовая продукция может рассчитываться двумя способами:

) исходя из валового оборота

ВП = ВО - ВЗО, (2.2)

где ВП - валовая продукция;

ВО - валовой оборот;

ВЗО - внутризаводской оборот.

) на основе поэлементного подсчета, т.е. в валовую продукцию включают:

стоимость готовых изделий, выработанных за отчетный период основными и подсобными цехами, как из своего сырья, так и из материалов заказчика;

стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия;

стоимость прироста или убыли полуфабрикатов собственного производства;

стоимость изменения остатков незавершенного производства.

Определяют величину каждого элемента без внутризаводского оборота и результаты по всем элементам суммируются.

Товарная продукция представляет собой показатели, характеризующие объем продукции, произведенной для реализации на сторону.

Товарная продукция включает:

стоимость готовых изделий, произведенных основными и подсобными подразделениями предприятия;

стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону;

стоимость работ промышленного характера, выполненных для непромышленных подразделений и организаций своего предприятия.

Таким образом, товарная продукция, в отличие от валовой, не включает те результаты производственной деятельности, которые остаются на предприятии и не предназначены к отпуску на сторону (изменение остатков полуфабрикатов, незавершенного производства), а также стоимость сырья и материалов заказчика, из которых вырабатывается продукция на данном предприятии.

Реализованная продукция - представляет собой продукцию, отгруженную потребителю и оплаченную им (либо принятую к оплате).

На практике реализованная продукция может отличаться от товарной как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от наличия остатков готовой продукции на складах.

Более того, если предприятие в своей учетной политике определяет учет реализации по факту поступления денежных средств от покупателя, показатели отгруженной (ОП) и реализованной продукции (РП) не совпадают.

Все перечисленные стоимостные показатели не отражают реальный вклад предприятия в выпуске продукции, так как содержат в себе многократный учет продуктов. Этого недостатка лишены показатели добавленной стоимости.

Добавленная стоимость представляет собой стоимость, добавленную к продукции обработкой на данном предприятии. Она определяется вычитанием из объема произведенной продукции в фактических отпускных ценах промежуточного потребления. Различают валовую добавленную стоимость

, (2.3)

где МЗ - материальные затраты, в т.ч. сырье заказчика;

НУ - нематериальные услуги сторонних организаций;

АП - арендная плата;

КР - командировочные расходы;

ПР - представительские расходы.

Чистая добавленная стоимость

, (2.4)

Амортизация в данном случае характеризует величину потребления основных средств. Иными словами валовая добавленная стоимость включает в себя стоимость оплаты труда (СОТ), амортизацию (А) и прибыль (П), а чистая добавленная стоимость это сумма стоимости труда и прибыли.

.(2.5)

Определяя в качестве основного показателя объем производства продукции (работ, услуг), обозначив его ОПП, можно представить его структуру формулой

, (2.6)

где СПР - стоимость потребленных ресурсов

или ОПП = СПР + А + ЧДС, (2.7)

либо ОПП = СПР + ВДС. (2.8)

Эти формулы дают возможность оценить влияние каждого из указанных факторов на изменение объема производства продукции.

На практике вызывает интерес исследование взаимосвязи показателей объема производства продукции (ОПП), объема отгруженной покупателям продукции (ОП) и объема оплаченной покупателями продукции (РП).

Не следует забывать о том, что в соответствии с выбранной учетной политикой возможно равенство ОП=РП.

Если учет реализации ведется по оплате, связь между указанными показателями выглядит следующим образом:

, (2.9)

где - доля отгруженной продукции в объеме произведенной;

-доля оплаченной продукции в объеме отгруженной.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Статистика лесного производства
В расчетно-графических работах необходимо получить данные по сменной производительности харвестера, произвести группировку экспериментальных данных и построить распределение случайной величины, проверить гипотезы о нормальном законе ра ...

Рынок труда его характерные черты, функции и инфраструктура
В связи с современным этапом развития экономики изменились взгляды на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Это говорит о реальном росте роли человеческого фактора в условиях научно-технического развития, так как вид ...