Общая характеристика муниципальной собственности

Понятие "муниципальная собственность" было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 "О собственности в РСФСР", утратившим силу после введения в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 года.

Российский закон не считает муниципальную собственность разновидностью государственной. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В нее входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество [4. п.1 ст.29].

Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Все имущество, составляющее муниципальную собственность, может быть разделено на две группы:

имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;

средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющими муниципальную казну соответствующего сельского, городского поселения или иного муниципального образования. Указанное имущество служит для обеспечения выполнения основных обязанностей муниципальных органов: организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организациям транспортного обслуживания населения в границах поселения и иное.

В качестве муниципальной собственности выступает в соответствии с законом само муниципальное образование. Права осуществляют органы местного самоуправления, а в ряде случаев, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, непосредственно и само население [25, с.9].

Муниципальная форма собственности предполагает и особый тип экономических отношений, которые она выражает. Это отличает ее от государственной и от частной собственности. Отличие от государственной состоит в том, что эта форма собственности предполагает преодоление отчуждения населения от собственности, но не через индивидуализацию, как это происходит в частной собственности, а посредством коллективности. Муниципальная собственность является формой реализации общих экономических, социальных, экологических и иных интересов населения муниципальных образований [12, с.15].

Муниципальная собственность в отличие от частной призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования [25, с.10].

Другие статьи ...

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Актуальность работы вызвана тем, что преодоление безработицы - это одна из основных задач государственной политики, а занятость - это источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником дохода, а повышение ...

Кривые безразличия
Анализ кривых безразличия относится к разделу микроэкономики, анализу поведения потребителя. Анализ основывается на теории полезности товаров, который глубоко проработан как отечественными, так и зарубежными учеными. Принимая во вни ...