Анализ специализации производства
Специализация сельского хозяйства представляет собой форму общественного разделения труда. Она характеризует степень обособленности и выделения различных видов труда в обществе и зависит, прежде всего, от уровня развития производительных сил. Специализация сельскохозяйственной зоны или отдельного предприятия заключается в выделении главной отрасли и создании условий для ее преимущественного развития. Оно характеризует производственное направление и определяет отраслевую структуру зоны или хозяйства.
Специализация открывает широкие возможности для дальнейшего улучшения использовании трудовых ресурсов села, существенно меняет профессиональную структура работников растениеводства и животноводства, повышает квалификацию и специализацию кадров, что в конечном счете способствует повышению производительности сельскохозяйственного труда. Специализация является решающим условием повышения эффективности использования капитальных вложений и основных средств, внедрения в производство достижений научно-технического прогресса и передового опыта, а также интенсивных технологий. При специализации достигается снижение издержек и повышение рентабельности производства продукции.
Специализация предприятий и хозяйств и характеризуется показателями соотношения и сочетания отраслей, производящих разнообразные продукты и услуги. Приближенно она выражается числом товарных отраслей, а более точно - показателями структуры, в первую очередь товарной и валовой продукции. Косвенное представление о специализации дают показатели распределения по отраслям и продуктам ресурсов (основных фондов, рабочей силы, посевных площадей, поголовья животных), а так же затрат труда, кормов, общей их суммы. Показатели специализации могут быть рассчитаны по агрегированным отраслям (растениеводство, животноводство, полеводство, скотоводство) или по отдельным продуктам (зерно, овощи, молоко, мясо птицы и т.п.)
Анализ специализации предприятий проведем на основе структуры и размера выручки (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Размер и структура выручки в расчете на 1 предприятие
Показатели |
Типические группы |
в % к итогу | ||||
I (низшая) |
II(средняя) |
III(высшая) |
I |
II |
III | |
выручка от реализации с/х продукции, тыс.руб. |
206607,7 |
437531,5 |
1001971 |
100 |
100 |
100 |
выручка от реализации продукции растениеводства,. |
63408,3 |
77243,4286 |
229257 |
30,69 |
17,65 |
22,88 |
выручка от реализации животноводства, тыс.руб. |
143199,5 |
360288,071 |
772714 |
69,31 |
82,35 |
77,12 |
В том числе от: | ||||||
Результаты от реализации животноводства: выручено |
143199,4545 |
360288,071 |
772714 |
100 |
100 |
100 |
Крупно рогатый скот |
11682,72727 |
28887,4286 |
60492 |
8,15836 |
8,01786983 |
7,828511 |
свиноводство |
1451 |
869,285714 |
206120,2 |
1,01327 |
0,24127519 |
26,67484 |
птица |
146,6363636 |
1009,42857 |
12528,8 |
0,1024 |
0,28017263 |
1,621402 |
скот и птицы |
13748,81818 |
31037,9286 |
279153,6 |
9,60117 |
8,61475331 |
36,12638 |
Результаты от реализации мяса и мясопродукции выручено |
10626,63636 |
4026 |
92311,8 |
7,42086 |
1,11743916 |
11,94644 |
молоко |
112427,9091 |
269239,714 |
282050,4 |
78,5114 |
74,7290115 |
36,50127 |
яйца |
1401,545455 |
24970,4286 |
81242,4 |
0,97874 |
6,93068424 |
10,5139 |
прочая продукция |
4994,5 |
31014 |
37955,8 |
3,49 |
8,6081 |
4,9 |
Выручка от реализации продукции переработки |
11970 |
15668,0714 |
115456,8 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: | ||||||
молочные продукты |
1388,090909 |
11751,6429 |
23412,2 |
11,5964 |
75,0037611 |
20,27789 |
птица |
7565,181818 |
375,5 |
59847 |
63,2012 |
2,39659362 |
51,83497 |
КРС |
2126,272727 |
3499,71429 |
11759 |
17,7633 |
22,336599 |
10,18476 |
свиньи |
890,4545455 |
41,2142857 |
20438,6 |
7,43905 |
0,26304632 |
17,70238 |
Другие статьи ...
Роль государства в современной экономике и экономике переходного периода
В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к
расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в
экономической сфере. При этом общепризнанньм является тот факт, что
экономическая эффективность ...
Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и,
следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы
выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической
конкуренцией понимается соревнов ...