Правовые основы управления государственной собственностью

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества [12, с.9].

Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает как нормы гражданского права, так и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и прочих, то есть представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы [12, с.9].

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует правовое положение государственной собственности. Нормативными актами предусматривается ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра муниципальной собственности. Субъектами права государственной собственности выступают соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края области и так далее [12, с.9].

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще, но вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Что касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида отношений, в которых они призваны участвовать. Наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ, которое вправе делегировать свои полномочия федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации [12, с.10].

Основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляют: специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом и специализированное учреждение по продаже федерального имущества [12, с.10].

Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций) правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ [12, с.11].

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами- предприятиями и учреждениями - на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления [12, с.11].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Информационная экономика. Становление нового типа экономического роста
В истории человечества можно выделить несколько этапов, которые человеческое общество последовательно проходило в своем развитии. Эти этапы различаются основным способом обеспечения обществом своего существования и видом ресурсов, исп ...

Рынок труда, его функции, модели и роль в экономике
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм форм ...