Правовые основы управления государственной собственностью

Концептуальной особенностью ФЗ №131 является установление исчерпывающего (не подлежащего расширительному толкованию) перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности.

В состав муниципального имущества в соответствии с ФЗ №131 может входить:

) имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ №131 вопросов местного значения и перечисленное в частях 2-4 ст.50 данного закона;

) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа МО.

Кроме того, ст.50 ФЗ №131 определяет, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учёта муниципального имущества устанавливаются федеральным законом. Так, ФЗ № 122 устанавливает, что основанием возникновения права муниципального образования на передаваемое Российской Федерацией и субъектом РФ имущество является соответственно решение Правительства РФ и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Те же решения (только в этом случае не о передаче, а о приёме имущества) являются основанием и для прекращения права муниципального образования на передаваемое Российской Федерации и субъекту федерации муниципальное имущество.

Право муниципальной собственности прекращается:

в случае гибели или уничтожения имущества;

при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации;

в порядке разграничения муниципальной собственности;

путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором;

по иным основаниям, предусмотренным законами РФ [25, с.17].

Вывод по главе 1

Рассмотрев общую характеристику государственной и муниципальной форм собственности, законодательную основу осуществления прав собственности, следует заключить, что начавшийся в России несколько лет назад переход к многообразию форм собственности, еще не завершен. Государство, исходя из соображений экономической эффективности, продолжает структурировать отношения собственности. Определяющую роль в решении вопросов о приоритете тех или иных форм собственности играют социальные, национальные и идеологические факторы.

Проблема соотношения государственного регулирования и частной инициативы остается пока актуальной, необходимо построение строго формализованной модели функционирования смешанных экономических систем. На основе данной модели законодатель смог бы оценивать, сравнивать различные варианты экономических реформ и их законодательное обеспечение.

Необходимо отметить, что правовое положение государства и муниципальных образований составляет важнейшую часть учения о субъектах гражданского права. Результаты процесса управления собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, безопасность и другие общепризнанные человеческие ценности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи ...

Системная неустойчивость и альтернативы развития украинской экономики
украинский Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. вынудил правительства всех стран активно разрабатывать меры, направленные на оживление деловой активности в национальных хозяйствах. На сегодняшний день в отечественной нау ...

Исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии ООО Арбат маркет
Актуальность исследования заключается в том, что важнейшим показателем эффективности деятельности предприятия является прибыль на различных этапах ее формирования - от валовой, позволяющей оценить эффективность оперативного управления ...