Перспективы развития государственного сектора экономики в Российской Федерации

Опыт развитых стран в конкретных экономических ситуациях показывает, что государственные корпорации могут развиваться интенсивнее компаний частного сектора. Например, при значительном износе инфраструктурных объектов, когда требуются прямые значительные инвестиции [21,с.3].

Для осуществления структурных маневров и решения проблемы организации инновационного роста России требуется оптимизированный по всем параметрам состав государственного сектора экономики, поиск путей его дальнейшей трансформации и повышения эффективного функционирования. Пренебрежение и невыполнение этого не приведет к разрешению структурных перекосов российской экономики [21. c.4].

К примеру, чтобы определить степень влияния государственных и частных предприятий на количество производимой продукции машиностроения, необходимо провести анализ динамики количества предприятий по формам собственности (табл. 1).

Таблица 1 Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января 2008 года), тыс. ед.

показатель

год

1996

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Всего организаций

2250

3346

3594

3845

4150

4417

4767

4507

В том числе по формам собственности:

Частная

1426

2510

2726

297

3238

3499

3838

3639

государственная

322

151

155

157

161

159

160

149

Согласно статистическому анализу, проводимому ежегодно Госкомстатом России, вклад частных предприятий в продукцию машиностроения составляет около 13 %, а государственных - 87 %, иными словами вклад частного сектора в производство основных видов машин и оборудования незначителен. Поэтому необходимость увеличения доли госсектора в отраслях машиностроения до величины 80-90% от общего числа предприятий отрасли является необходимой и закономерной, что создаст стимулы для развития отечественной экономики в целом [9, с.338].

К тому же именно из-за наличия диспропорции в структуре российской экономики в настоящее время имеет место угроза социального благополучия населения, которая исходит, в том числе из удорожания пакета социальных услуг.

Так в период 2000 - 2008 гг. тарифы на услуги ЖКХ выросли на 943 %, медицинские услуги подорожали на 421 %, услуги дошкольного воспитания на 514 % [8. 21 мая]. На сегодняшний день у большинства населения ухудшилось качество жизни: лишь 15-20 % населения имеют возможность поддержать свое здоровье на пристойном уровне, дать хорошее образование детям [8. 6 марта], а 20 млн. 400 тыс. россиян вообще находятся за чертой бедности [8. 11 июня]. Это является свидетельством проведения неправильной политики государственного регулирования в области соотношения доходов населения с ростом цен на услуги ЖКХ, образования, медицинского обслуживания и т. п., создание и развитие которых всегда в России было исключительной прерогативой государственного сектора экономики. Поэтому расширение и модернизация государственного сектора экономики в этой сфере позволят сделать экономическую политику государства действительно социально ориентированной. Перераспределение денежных потоков в социальную сферу составляет экономическую основу улучшения социального обслуживания населения [21, с.8].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Социальная политика государства
Отличительной чертой современной рыночной экономики является ее социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой - решение социал ...

Исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии ООО Арбат маркет
Актуальность исследования заключается в том, что важнейшим показателем эффективности деятельности предприятия является прибыль на различных этапах ее формирования - от валовой, позволяющей оценить эффективность оперативного управления ...