Перспективы развития государственного сектора экономики в Российской Федерации

Развитие и расширение масштаба деятельности государственного сектора экономики, повышение эффективности его предприятий являются приоритетными задачами при создании предпосылок экономического роста. Перспективным представляется в границах государственного сектора экономики оставить естественные монополии и предприятия монопольного типа, крупное производство и предприятия, работающие на обеспечение стратегических функций государства, так как в долгосрочном периоде они способны обеспечить стабильность и рост экономики. Также в состав госсектора должны входить отрасли, которые на чисто рыночных принципах объективно существовать не могут (здравоохранение, образование, предприятия социальной сферы), предприятия отраслей, характеризующихся высоким уровнем риска и предприятия, сфера деятельности которых имеет общенациональное значение, рыночный механизм в которых недостаточно эффективен [21, с.10].

Исходя из этого на сегодняшний день в составе смешанной экономики России можно выделить следующие три основных компонента: государственный сектор экономики, частный сектор и государственно-частное партнерство (рис. 1).

рис.1 Схема смешанной экономики России.

Сегодня в российском государстве складывается ситуация, когда встают задачи, требующие немедленного решения, а частный сектор оказывается недостаточно сильным для их решения. Поэтому механизм регулирования масштабов государственного и частного секторов экономики необходим и закономерен [21, с.10].

Несмотря на то, что в России и приняты конституционные, гражданские и административные нормы по регулированию отношений собственности (приобретение и прекращение права собственности), на практике довольно часто возникают вопросы о признании недействительными сделок, результатом которых является переход государственного и муниципального имущества в частную собственность. Пробелы в законодательстве позволяют передать государственное имущество, в отношении которого решения о приватизации принято не было. При признании недействительными результатов приватизаций, решения о возврате имущества в государственную и муниципальную собственность практически не принимаются. Ни федеральное, ни региональное, ни местное законодательство не содержит исчерпывающих норм регулирования отношений собственности, в нормативно-правовых актах существует множество противоречий, требующих дальнейшего совершенствования законодательной базы, регулирующей отношения собственности

Вывод по главе 2

Анализ изучения проблемы управления государственной и муниципальной собственностью позволяет заключить, что отношения собственности пронизывают всю систему социально-экономических отношений, в том числе отношений между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности.

В пореформенных условиях сущностные основы собственности нередко сводятся к присвоению (отчуждению) материальных благ, главным образом посредством процесса приватизации, то есть передачи государственной собственности в частное владение. При таком подходе преобразованию подвергается только юридическая сторона собственности, которая сводится к изменению правовых отношений собственности, а содержательная ее часть, характеризуемая экономическими отношениями, отдвигается на второй план. Между тем, именно она является определяющей в процессе реструктуризации как собственности, так и организационного строения государства. Практика вносит коррективы в отношения собственности, "возвращая" роль государства, отнятую безоглядной приватизацией. Изменения в отношениях собственности являются основным стержнем экономических реформ в Российской Федерации, возрастает значение макроэкономического планирования, которое должно быть обусловлено обоснованием конкретных достижимых целей и приоритетов развития, выявления материальных, трудовых и финансовых возможностей реализации принимаемых программ. Дальнейшее развитие государственного сектора экономики возможно проводить с соблюдением следующих условий и ограничений, которые повысят роль и статус государства в владении общенациональными стратегическими ресурсами:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнов ...

Сравнительный анализ федеральных и международных стандартов оценки собственности
Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается реализовать свои права собст ...