Перспективы развития государственного сектора экономики в Российской Федерации

Развитие и расширение масштаба деятельности государственного сектора экономики, повышение эффективности его предприятий являются приоритетными задачами при создании предпосылок экономического роста. Перспективным представляется в границах государственного сектора экономики оставить естественные монополии и предприятия монопольного типа, крупное производство и предприятия, работающие на обеспечение стратегических функций государства, так как в долгосрочном периоде они способны обеспечить стабильность и рост экономики. Также в состав госсектора должны входить отрасли, которые на чисто рыночных принципах объективно существовать не могут (здравоохранение, образование, предприятия социальной сферы), предприятия отраслей, характеризующихся высоким уровнем риска и предприятия, сфера деятельности которых имеет общенациональное значение, рыночный механизм в которых недостаточно эффективен [21, с.10].

Исходя из этого на сегодняшний день в составе смешанной экономики России можно выделить следующие три основных компонента: государственный сектор экономики, частный сектор и государственно-частное партнерство (рис. 1).

рис.1 Схема смешанной экономики России.

Сегодня в российском государстве складывается ситуация, когда встают задачи, требующие немедленного решения, а частный сектор оказывается недостаточно сильным для их решения. Поэтому механизм регулирования масштабов государственного и частного секторов экономики необходим и закономерен [21, с.10].

Несмотря на то, что в России и приняты конституционные, гражданские и административные нормы по регулированию отношений собственности (приобретение и прекращение права собственности), на практике довольно часто возникают вопросы о признании недействительными сделок, результатом которых является переход государственного и муниципального имущества в частную собственность. Пробелы в законодательстве позволяют передать государственное имущество, в отношении которого решения о приватизации принято не было. При признании недействительными результатов приватизаций, решения о возврате имущества в государственную и муниципальную собственность практически не принимаются. Ни федеральное, ни региональное, ни местное законодательство не содержит исчерпывающих норм регулирования отношений собственности, в нормативно-правовых актах существует множество противоречий, требующих дальнейшего совершенствования законодательной базы, регулирующей отношения собственности

Вывод по главе 2

Анализ изучения проблемы управления государственной и муниципальной собственностью позволяет заключить, что отношения собственности пронизывают всю систему социально-экономических отношений, в том числе отношений между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности.

В пореформенных условиях сущностные основы собственности нередко сводятся к присвоению (отчуждению) материальных благ, главным образом посредством процесса приватизации, то есть передачи государственной собственности в частное владение. При таком подходе преобразованию подвергается только юридическая сторона собственности, которая сводится к изменению правовых отношений собственности, а содержательная ее часть, характеризуемая экономическими отношениями, отдвигается на второй план. Между тем, именно она является определяющей в процессе реструктуризации как собственности, так и организационного строения государства. Практика вносит коррективы в отношения собственности, "возвращая" роль государства, отнятую безоглядной приватизацией. Изменения в отношениях собственности являются основным стержнем экономических реформ в Российской Федерации, возрастает значение макроэкономического планирования, которое должно быть обусловлено обоснованием конкретных достижимых целей и приоритетов развития, выявления материальных, трудовых и финансовых возможностей реализации принимаемых программ. Дальнейшее развитие государственного сектора экономики возможно проводить с соблюдением следующих условий и ограничений, которые повысят роль и статус государства в владении общенациональными стратегическими ресурсами:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи ...

Создание частного предприятия в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг
В настоящее время уже существует и периодически открывается большое количество предприятий различных форм собственности, деятельность которых направлена на производство определённого вида продукции либо на оказание услуг. Так, при отк ...

Анализ трудовых ресурсов на примере ОАО Орловские черноземы филиал №1 Залегощенский за 2009–2011 гг.
Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, обладающую совокупностью физических возможностей, знаниями практического опыта для работы в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы включают в себя трудоспособное население в воз ...