Основные направления государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций в России

иностранная инвестиция экономическая капитал

В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. К 2011 году приток иностранных инвестиций значительно увеличился. Объем иностранных инвестиций в 2011 году составил 190,9 млрд. долл., что почти в 1,5 раза больше в 2010 году ( 2010 году он составил 114,7 млрд. долл.) и почти в 20 раз больше по сравнению с 2000 годом (в 2000 году он составил 10,9 млрд. долл.) На основе этого можно предположить, что как объект инвестиций российская экономика потенциально обладает рядом привлекательных особенностей для иностранных компаний и предпринимателей. Среди них - ёмкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешёвая рабочая сила, огромный багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемых производственных мощностей.

Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Основным инструментом государственного регулирования иностранных инвестиций в настоящее время является Закон РФ «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года, цель которого - предоставление гарантий иностранным инвесторам. Но на практике роль упомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции регулирования, заложенной в Законе.

Иностранные инвесторы привлекаются на российский рынок путем установления для них льгот (таможенных, налоговых) и гарантий. Наиболее важным из гарантий является гарантия правовой защиты - иностранному инвестору предоставляются защита его прав и интересов, а также гарантируется право на возмещение убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов.

Раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов" Закона РФ «Об иностранных инвестициях» является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов. Инвесторы, уже имеющие опыт работы в России указывают не столько на отсутствие необходимых законов, сколько на невыполнение уже действующих, что приводит к нарушению прав акционеров.

Следствием недостатков российского национального законодательства об иностранных инвестициях стало то, что иностранные инвесторы, а также российские предприниматели, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, пытаются создать систему дополнительных гарантий, защищающих инвесторов от так называемых некоммерческих рисков. Под этим понимаются, главным образом, риски политического характера, вытекающие из нестабильности политической обстановки, а также связанные с репрессивными мерами органов государства по отношению к лицам, осуществляющим иностранные инвестиции. Закон РФ «Об иностранных инвестициях» прямо исключает из сферы своего действия инвестиции в страховые некоммерческие организации, что, по-видимому, обоснованно, так как данные отрасли отличаются своей спецификой и должны регулироваться специальным законодательством.

Оценка динамики иностранных инвестиций показала, что основные суммы иностранных инвестиций в Россию - это кредиты. В 2011 году их доля составила - 87,92% от общего объема иностранных инвестиций, поступивших в РФ. Так как за последние 10 лет доля кредитов увеличилась почти в 2 раза, необходимо искать новые источники и методы инвестирования.

Так же традиционно около трети всех капиталов приходило из стран и территорий с оффшорными режимами. Проблемой остается региональный дисбаланс инвестиций, что связано со значительной дифференциацией регионов по уровню инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.

Анализ показал, что остро стоит проблема отраслевого «перекоса» привлечения иностранных инвестиций. В 2010 году распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям сложилось таким образом, что большая часть их часть (33,7%) поступила в отрасль обрабатывающего производства. В настоящее время иностранные инвесторы в России ориентируются на вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других природных ресурсов, торговля и общественное питание, пищевая промышленность). Зарубежные инвестиции не идут в те отрасли, которые наиболее нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура). Очевиден существенный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации, выражающейся в отсутствии четких приоритетов в вопросах привлечения и стимулирования капиталовложений в высокотехнологические отрасли, которые сегодня являются главной движущей силой мировой экономики.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи ...

Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики
Чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия рыночной системы хозяйствования и особенностей формирования рыночной экономики в мире и Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического ...

Государственное регулирование общественного сектора экономики
Экономику определяют как науку о выборе направлений использования ограниченных ресурсов (факторов производства и потребительских благ). Рыночная экономика характеризуется наличием «провалов» рыночной системы и объективных обстоятельств ...