Какая структура общественных расходов оптимальна для современного государства? (примеры, доводы, сравнения)

Общественные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций справедливости [11; С.61]. Целевое начало и неразрывно связанные с ним идеи рациональности и эффективности призваны определять направления, формы, структуру и масштабы этих расходов. Проблема состоит в том, чтобы общественные средства использовались в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков-избирателей, а также в том, чтобы достигать намеченных результатов при возможно более низком уровне затрат, избегая расточительности и сводя к минимуму влияние погони за рентой.

Целенаправленность и целесообразность расходов достигается в рамках программного подхода к их формированию и осуществлению. В этой связи предполагается, что общественные расходы структурированы в разрезе программ и в отношении каждой единицы ассигнований определены конкретные задачи, решению которых эти ассигнования предназначены служить.

Задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств, можно разделить на три группы:

финансирование и непосредственное производство отдельных товаров и довольно широкого круга услуг, обладающих свойствами общественных благ (например, оборонный заказ);

оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности себя обеспечить (например, выплата пенсий по старости, инвалидности и т.п.);

обеспечение обязательного социального страхования (на случай болезни, безработицы, на транспорте и т.п.).

При осуществлении общественных расходов перед государством всегда стоит выбор: либо организовывать производство необходимых товаров и услуг в государственном секторе, либо закупать их у частных производителей [9; С. 37]. Так, например, уборка улиц может осуществляться муниципальной службой или может быть заключен контракт с частной фирмой.

Непосредственная организация производства в государственном секторе оправдана, прежде всего, тогда, когда существуют провалы рынка, т.е. частные фирмы не заинтересованы в производстве данной продукции. Например, в ситуации естественной монополии фирма производит социально значимую продукцию, поэтому государство вынуждает ее устанавливать низкие цены. Убытки, которые она из-за этого несет должны быть покрыты. У государства есть два способа действий: компенсировать потери, либо национализировать отрасль и распределить финансирование убыточной естественной монополии на всех налогоплательщиков. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия отраслей - естественных монополий находятся в государственной собственности.

Для увеличения эффективности функционирования механизма социальной защиты населения необходимо определить масштабы перераспределения при данном уровне социальных гарантий. Это можно сделать следующим образом [5; С.59]:

те, кто не способны вносить вклад в формирование страховых фондов, должны получать социальную помощь в пределах установленных гарантий;

остальные члены общества должны быть охвачены обязательным страхованием также в пределах четко установленных гарантий, не превышающих уровень, диктуемый требованиями справедливости и эффективности;

государство призвано проводить политику, позволяющую дополнить обязательное общественное страхование добровольным частным.

В рыночной экономике общественный сектор призван выполнять только те функции, с которыми он справляется успешнее частного. Так, общественные расходы (если оставить в стороне перераспределение) уместны лишь постольку, поскольку рыночные силы не обеспечивают оптимальных размеров финансирования производства отдельных благ. Это относится в первую очередь к общественным благам, поскольку существует проблема «безбилетника». Однако при отсутствии субсидий из общественного сектора вероятно недопроизводство и тех частных благ, с которыми связаны большие позитивные экстерналии: если часть выгод достается тому, кто не участвует в финансировании, рыночный спрос не в полной мере отражает предельную полезность товара или услуги.

Финансирование производства частных благ за счет общественного сектора можно сопоставить с корректирующими налогами. В обоих случаях речь идет о мерах, призванных компенсировать смещение рыночного равновесия относительно точки оптимума, обусловленное позитивными или негативными внешними эффектами. Выявление и оценка конкретных внешних эффектов, на которые предполагается реагировать с помощью общественных расходов, - необходимый исходный пункт обоснования соответствующих бюджетных программ.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой
Государственное регулирование экономики является необходимым элементом функционирования экономики любой страны. Одной из форм, видов такого регулирования является государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен ...

Себестоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля Урал-532301
В условиях применения новой системы планирования и экономического реформирования предусматривает развитие и инициативы работников автомобильного транспорта по совершенствованию организации производства ТО и ремонта, по внедрению прогр ...