Методы государственного регулирования цен и контроль их применения

Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

· налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;

· научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;

· государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.

Отсутствие государственного регулирования цен негативно сказывается на состоянии отдельных производителей и экономики в целом. Налоговая и внешнеэкономическая политика государства может как стимулировать, так и сдерживать производство и предложение товаров на рынке, понижать или повышать цены товаров и услуг.

Государственное регулирование в сфере ценообразования и применения цен осуществляется с помощью различных методов, среди которых можно выделить:

· определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольной продукции;

· установление предельных уровней цен и тарифов, а также торговых надбавок (скидок);

· нормирование рентабельности;

· замораживание цен.

В первую очередь государство регулирует цены продукции и услуг предприятий с государственной формой собственности. К ним относятся тарифы железнодорожных перевозок, коммунально-бытовых и жилищных услуг, услуг связи и др.

Государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:

· назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;

· определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);

· устанавливать рыночные "правила игры", т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

В кризисных ситуациях государственные органы могут устанавливать предельные цены товаров, произведенных в сфере негосударственного сектора (хлеба и хлебобулочных изделий, масломолочной продукции, детского питания и др.). В мировой практике имеется достаточно примеров, когда уровень цен определенных товаров негосударственных предприятий утверждается решением межгосударственных органов (установление цен угля и черных металлов Европейским объединением угля и стали, цен нефти - странами ОПЕК, закупочных цен сельскохозяйственной продукции - странами Европейского Сообщества и др.)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Совершенствование управления запасами организации ООО Латта Фуд
Обеспечение стабильного поступательного развития экономики является приоритетной задачей в области экономической политики России. Данная задача может быть решена за счет формирования и реализации комплекса мер, направленных на стимули ...

Государственная и муниципальная форма собственности
Собственность принадлежит к числу понятий, вокруг которых на протяжении многих веков ведется борьба не только в теоретическом плане, но и путем социальных потрясений, которые одной из главных своих причин имеют в конечном счете попытки ...