Методы государственного регулирования цен и контроль их применения

Большое значение имеет государственное регулирование цен во внешней торговле. Предприятия - субъекты внешнеэкономической деятельности определяют конкретные цены на договорных условиях с учетом спроса и предложения. В мировой практике используются также другие методы государственного влияния на цены, базирующиеся на антимонопольном законодательстве, законах о нечестной торговле (в частности, антидемпинговом законодательстве), ценовой рекламе и др.

Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и необузданности. В большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 1970-х гг. были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью и торговлей) цены.

Снижение доли фиксированных цен сопровождается ростом эффективности экономического (налогового) регулирования процесса ценообразования. Налог на добавленную стоимость используется более чем в 40 странах мира и считается эффективной формой налогообложения, что выражается в его универсальности и стимулировании роста доходов, а не расходов. По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся только две ставки - нормальная и сниженная. От уплаты НДС освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной деятельности, льготы по НДС имеют предприятия, выпускающие продукцию социально значимого характера и инвестирующие науку.

Кроме экономического регулирования цен, в странах с развитой рыночной экономикой широко применяется система административных (законодательных) мер. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контролирование производителями и оптовиками розничных цен своих товаров. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен социально значимых товаров и услуг, либо их "ножницы". Контроль осуществляют местные органы самоуправления и "социальные партнеры" (профсоюзы и др.). Во Франции широко применяются обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или индексы цен некоторых товаров, улучшение качества как условие роста цен новой продукции и т.д. Для усиления контроля государство субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда инфляция достигала 10%). В то же время необходимо отметить, что административное регулирование цен может привести к дефициту или перепроизводству продукции и, соответственно, к отклонению назначаемой цены от цены равновесия.

Государственное регулирование цен может предусматривать мероприятия законодательного и судебного характера. В одних случаях ценообразование в государстве регламентируется федеральным законодательством, в других - распоряжениями государственных и местных органов власти, в третьих - те или иные спорные вопросы решаются в судебном (арбитражном) порядке. Следует отметить, что во всех случаях устанавливаются определенные ограничения, правила, нормативы, являющиеся обязательными для участников рынка. [1]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи ...

Сравнительный анализ экономических систем
Актуальность темы исследования: Экономику любой страны нельзя свести к какому-либо типу отношений, к какому-либо аспекту экономической деятельности. Все стороны экономики, все ее взаимосвязи находятся в тесном переплетении, в системе. ...

Бизнес-план филиала Института экономики и управления РГППУ, расположенного по месту жительства студента
В последние годы в российскую жизнь стремительно внедрилось понятие бизнес-плана. Этот документ почти всегда готовится для использования внешних источников финансирования инвестиций: заемных финансовых средств от кредитора (банковских ...