Государственное регулирование цен во Франции

В мае 1973 г. правительство Франции объявило о либерализации цен на промышленную продукцию, в соответствии с которой блокирование цен было отменено в большинстве секторов экономики. Однако программа либерализации осуществлялась довольно осторожно. На первом этапе либерализации цен были отобраны отрасли, где имелась достаточно сильная конкуренция (например, часовая и шарикоподшипниковая промышленность), а также отрасли, где в силу специфики производимых товаров не наблюдались резкие скачки цен (например, молочно - консервная и кондитерская промышленность), и, наконец, такие отрасли, которые благодаря системе социального обеспечения имели стабильный рынок (например, фармацевтическая промышленность). Процесс либерализации цен продолжался в течение первой половины 1980-х гг., и к 1986 г. из под государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию. Либерализация цен не означала полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне микроэкономики) к системе глобального регулирования их деятельности (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства - переход от жестко "дирижистских" методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с постановлением о либерализации цен было принято и другое постановление - о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно предпринимателям запрещалось заключать любые соглашения о минимальных ценах либо о рекомендуемых ценах на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги. Жесткий контроль за ценами, существовавший во Франции в течение почти 30 лет, способствовал на этапе инфляционного развития экономики и низкой общемировой конъюнктуры стабилизации экономики страны. Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, который после 1986 г. был преобразован в Департамент по конкуренции и включил на правах отделов органы по государственному регулированию цени ценовой конкуренции. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Они являются сотрудниками Отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции Департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов Франции, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-2 человек). Основная задача государственных контролеров - наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях по отношению к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам. [6, С.252]

Как видим, Франция имеет богатый и довольно успешный опыт по государственному регулированию цен.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи ...

Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики
Чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия рыночной системы хозяйствования и особенностей формирования рыночной экономики в мире и Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического ...

Роль рентабельности производства в определении резервов укрепления конкурентоспособности организации (на материалах ОАО Гомельский домостроительный комбинат)
Промышленное производство основано на взаимодействии трех основных факторов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование основного и оборотного капитала работниками обеспечивает выпуск продукции. Сопоставление ...