Ценообразование в Японии

Хотя в Японии в целом проводится курс на невмешательство государства в процесс ценообразования и действует обычный механизм формирования цен в зависимости от спроса и предложения, государство не отказывается полностью от воздействия на цены.

В Японии действует Антимонопольный закон (1947), запрещающий заключение соглашений о контроле над ценами между фирмами-производителями и сбытовыми компаниями. Особое внимание в Японии уделяется ценообразованию на продукты сельскохозяйственного производства. Так, в Японии действуют законы о регулировании рынка продовольственных товаров, о стабилизации цен на продукты животноводства. Без вмешательства государства в ценообразование разорилась бы большая часть фермерских хозяйств, затраты которых значительно выше, чем во многих развитых странах. С применением административных методов регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты. Кроме того, таким же методам воздействия подвержены тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, цены на воду, а также на образование и медицинское обслуживание. Для установления или изменения тарифов, например на электроэнергию, требуется санкция министра.

Для поддержания цен на уровне, который обеспечивает рентабельность производства национальным предприятиям, в Японии применяются такие методы, как введение количественных ограничений импорта (мяса, сахара, шелка-сырца и др.), создание буферных запасов на период спада цен и распродажа товаров из накопленных запасов на период роста цен. Рекомендуемые цены устанавливаются государственными органами: на рис и пшеницу - парламентом по представлению премьер-министра; на мясные и молочные продукты - министром земледелия, лесоводства и рыболовства. Рекомендуемые цены ежегодно пересматриваются в зависимости от затрат фермеров на продукты, а также колебаний мировых цен на них.

Через систему государственных предприятий в Японии регулируются цены на товары, прежде всего базовых отраслей: угольной промышленности, ядерной энергетики, черной металлургии, а также в сфере коммунальных услуг, на транспорте и предприятиях связи, в сельском хозяйстве, в области здравоохранения, системе образования. Почти половину законов можно охарактеризовать как вмешательство государства в процесс ценообразования.

Большую роль в области ценообразования играет Бюро цен при Агентстве по экономическому планированию. Бюро цен было создано в 1973 г., когда страну охватила необычайная по размаху инфляция и важность поддержания стабильных цен стала очевидной. Главная задача Бюро - обеспечение стабильности цен. С этой целью оно поддерживает спрос на необходимом уровне, проводя необходимую фискальную и финансовую политику, осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, обеспечивает стабильность поставки товаров первой необходимости, стимулирует импорт. Кроме того, Бюро цен каждую осень публикует "Доклад о ценах" (анализ и обзор цен), а также предоставляет информацию о ценах потребителям по прямой связи.

В последнее время цены в Японии стабилизировались. Но крайне важно поддерживать стабильность для твердого развития экономики и улучшения уровня жизни населения. В 1993 г. в Японии был принят Закон о принятии экстренных мер для поддержания стабильности жизни населения № 121, который с учетом изменений действует в настоящее время. Закон устанавливает меры срочного реагирования, связанные с регулированием цен на товары массового потребления, имеющие большое значение для жизни японских граждан, и товары, важные для экономики страны в целом, а также меры по урегулированию спроса и предложения. При резком скачке цен или предположении, что этот скачок произойдет, правительство своим указом может определить такие товары как товары, на которые необходимо сохранить стабильные цены. Когда ситуация нормализуется, указания, примененные в соответствии с кризисной ситуацией, должны быть отменены. [4, С.232]

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Анализ уровня и динамики финансовой деятельности предприятия
В развитии современной рыночной экономики возрастает роль анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, как базы для принятия стратегических управленческих решений. Активное развитие всех отраслей экономики Российской Феде ...

Рыночная экономика общие черты и национальные особенности (на примере Республики Беларусь)
В данной курсовой работе мы рассмотрим характерные черты современной рыночной экономики и экономики Республики Беларусь, рыночные преобразования в нашей стране, развитие экономики Беларуси за последние пять лет, а также рассмотрим швед ...