Регулирование цен в США

Законодательная основа американской экономики, сложившаяся еще в XVIII-XIX вв., и сегодня составляет правовую основу государственного регулирования цен в США. Депрессии 1870-х и 1880-х годов в немалой степени были обусловлены действиями трестов. В этот период тресты развивались в нефтяной промышленности, производстве консервированного мяса, сахара, свинца, виски и табачных изделий, на железных дорогах. Правительству необходимо было предпринять усилия по законодательному ограничению власти монополий. Протест против монополий привел в 1890 г. к принятию Антитрестовского закона Шермана. Согласно этому закону в 1890 г. запрещались любые объединения, как в форме треста, так и другие, или сговор в целях ограничения свободы торговли. Суть закона воплощена в двух основных пунктах:

· в п.1 сказано, что любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства и торговли между несколькими штатами или иностранными государствами, объявляются незаконными;

· в п.2 - что любое лицо, которое попытается или объединиться, или сговориться с другими лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства, будет считаться виновным в совершении преступления.

Результатом принятия этого закона стало превращение монополии и ограничений торговли в уголовные преступления против федерального правительства. Министерству юстиции вменялось в обязанность возбуждать против таких объединений уголовные дела в федеральных судах, а граждане получили право требовать трехкратного возмещения ущерба, причиненного монополистами. Эти законы тем не менее проводились в жизнь не слишком усердно до тех пор, пока в период между 1900 и 1920 гг. к власти не пришли президент Теодор Рузвельт от Республиканской партии (1901 - 1909), президент Вудро Вильсон от Демократической партии (1913-1921) и другие разделявшие взгляды Прогрессивной партии.

Именно в эти годы антимонопольное законодательство получило дальнейшее развитие. В 1906 г. был принят Закон Хэпберна, направленный против злоупотреблений с тарифами на железнодорожные перевозки; Закон Клейтона (1914) - направлен на усиление и уточнение смысла закона Шермана; содержал перечень методов ведения бизнеса, запрещенных к применению, например принуждение покупателей к приобретению ненужных товаров в комплексе с нужными; Закон о Федеральной торговой комиссии (1914) - этим законодательным актом была создана Федеральная торговая комиссия из пяти членов, в ответственность которой входило проведение в жизнь антитрестовских законов, и в особенности закона Клейтона.

Кроме того, были созданы многие современные регулятивные ведомства: Комиссия по торговле между штатами, Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами. [4, С.252]

В 1970-х гг. заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента США Р. Никсона впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль цен. Хотя президент Никсон был против установления прямого контроля над ценами и заработной платой, сложное экономическое положение в стране и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовало следующее:

в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштабов безработицы;

доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости, в случае если будет введен контроль над ценами.

Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент США был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы. Следует отметить, что прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны в кратчайшие сроки. К осени 1972 г. в Америке снизились темпы роста оптовых розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро увеличиваться ВНП. Однако довольно скоро стали очевидны негативные последствия централизованно го регулирования. Замораживание цен заработной платы ограничивало межотраслевой "перелив" капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля цен. Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали прежде всего внутренние цены на энергоносители, которые, отражая повышение импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Россия в условиях мирового финансового кризиса
Многие отрицательные явления в развитии экономики - усиление кризисных спадов, снижение темпов экономического роста и производительности труда и др., - в качестве глубинной и решающей причины имеют научно-технический прогресс, точнее, ...

Статистико-экономический анализ труда и его оплаты в животноводстве на примере ОАО Агрохим-Прибой Граховского района Удмуртской республики
Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится осо ...