Регулирование цен в США

Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, увеличивался, наращивая темпы, вплоть до 1981 г.Р. Рейган после избрания его президентом в январе 1981 г. отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. [6, С.248]

В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести рестриктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговую политику. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и, таким образом, определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное регулирование цен применялось лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. В некоторых штатах администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.

Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через стандарты, экономические требования, налоги. Налоговая система непосредственно воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Так, в США, как и в европейских странах, цены на товары и налоги взаимосвязаны, т.е. при снижении налога пропорционально уменьшается и цена на сумму налога (чего нельзя сказать о России).

Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены. [4, С.258]

Всего в США государством регулируется до 10% цен. Особого внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного комплекса. Система регулирования фермерских цен в США введена в практику в 1933 г. с принятием Закона о регулировании сельского хозяйства. В США государственные цены реализации и поддержки устанавливаются на пшеницу, кукурузу, рис, соевые бобы, хлопок, регулируются цены на молоко.

В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за

займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку. Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет справедливый уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены отпускаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство и использует их (на бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам). Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 г., внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составлял порядка 75-85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства было предоставлено право снижать их уровень еще на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке. Правительство США стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.

В целом контроль за ценами в США осуществляют антитрестовские управления министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. [4, С.249]

Итак, даже в такой истинно либеральной стране как США не пренебрегают, и успешно используют государственный контроль за ценами.

Заключение

В данной работе, как нам кажется, удалось обосновать необходимость государственного регулирования цен в рыночной экономике. Оно обусловлено несколькими факторами, в числе которых важное место занимает регулирование монопольных цен, обеспечение функционирования нерыночного сектора (здравоохранение, оборона и т.д.), обеспечение развития различных дорогостоящих инновационных проектов, а также успешное развитие государственных предприятий. При этом государство может как прямо методы воздействовать на цены, путем регламентации ее составных частей, или, например, фиксирования цен, так и косвенно - такими экономическими инструментами как регулирование доходов, субсидии, налоговая и денежно - кредитная политика и др. Ни одна развитая страна не обходится без применения как прямых так и косвенных мер.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Анализ экономической деятельности ОАО Фермер
Организационная характеристика предприятия ...

Современное образование и экономика
учреждение Современная экономика характеризуется особым динамизмом и чрезвычайной сложностью развертывающихся в ней процессов. Хорошо ориентироваться в ней позволяет только грамотно поставленная система образования. Значимость образован ...