Регулирование цен в США

Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, увеличивался, наращивая темпы, вплоть до 1981 г.Р. Рейган после избрания его президентом в январе 1981 г. отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. [6, С.248]

В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести рестриктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговую политику. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и, таким образом, определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное регулирование цен применялось лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. В некоторых штатах администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.

Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через стандарты, экономические требования, налоги. Налоговая система непосредственно воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Так, в США, как и в европейских странах, цены на товары и налоги взаимосвязаны, т.е. при снижении налога пропорционально уменьшается и цена на сумму налога (чего нельзя сказать о России).

Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены. [4, С.258]

Всего в США государством регулируется до 10% цен. Особого внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного комплекса. Система регулирования фермерских цен в США введена в практику в 1933 г. с принятием Закона о регулировании сельского хозяйства. В США государственные цены реализации и поддержки устанавливаются на пшеницу, кукурузу, рис, соевые бобы, хлопок, регулируются цены на молоко.

В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за

займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку. Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет справедливый уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены отпускаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство и использует их (на бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам). Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 г., внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составлял порядка 75-85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства было предоставлено право снижать их уровень еще на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке. Правительство США стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.

В целом контроль за ценами в США осуществляют антитрестовские управления министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. [4, С.249]

Итак, даже в такой истинно либеральной стране как США не пренебрегают, и успешно используют государственный контроль за ценами.

Заключение

В данной работе, как нам кажется, удалось обосновать необходимость государственного регулирования цен в рыночной экономике. Оно обусловлено несколькими факторами, в числе которых важное место занимает регулирование монопольных цен, обеспечение функционирования нерыночного сектора (здравоохранение, оборона и т.д.), обеспечение развития различных дорогостоящих инновационных проектов, а также успешное развитие государственных предприятий. При этом государство может как прямо методы воздействовать на цены, путем регламентации ее составных частей, или, например, фиксирования цен, так и косвенно - такими экономическими инструментами как регулирование доходов, субсидии, налоговая и денежно - кредитная политика и др. Ни одна развитая страна не обходится без применения как прямых так и косвенных мер.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи ...

Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой
Государственное регулирование экономики является необходимым элементом функционирования экономики любой страны. Одной из форм, видов такого регулирования является государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен ...

Исследование функционирования регионального рынка труда (на материалах Главного статистического управления Гомельской области)
В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. Он является одним из основных индикаторов состояния экономики. Это социально-экономическая подсистема в системе рыночных отношений, базирующейс ...